«Сопряжение форм. Русская скульптура. XX век» — за этим названием скрываются 333 знаковые и значимые скульптурные работы, созданные в это непростое, но яркое столетие. Два года шла подготовка: кураторы, сотрудники петербургского ЦВЗ «Манеж», Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных институций тщательно и придирчиво отбирали то, что не только отражает эпоху, но и является лучшими образцами искусства.
— Здесь представлены работы из фондов 48 ведущих организаций страны, из частных коллекций и мастерских художников, — говорит куратор выставки, начальник выставочного отдела ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева. — Это и культовые, известные всем работы, и редкие, впервые экспонируемые. Отбирая произведения, мы не могли остановиться, ведь ХХ век представлен огромным количеством выдающихся мастеров.
Но скульптуры — это только часть выставки. Вторая составляющая — видеохроника. Это другое измерение. По факту прошлый век стал первым в истории человечества, который оказался запечатленным в движении. Соединение статики скульптур с движением на кинопленке оказалось неожиданно гармоничным и исчерпывающим. На экране — лица самих мастеров, заснятых в процессе ваяния, а также тех, чьи образы, уже в 3D-исполнении расположены в зале на постаменте.
Кстати, о постаментах. Их на выставке нет. Как нет даже намека на внутреннее убранство Манежа. Все это скрыто за драпировкой бежевого цвета, что некоторым посетителям напоминает песчаные барханы пустыни. Это создает особую атмосферу, где ничто не отвлекает от главного — восприятия скульптур.
— Это позволяет каждому посетителю выстроить свой индивидуальный путь от одной работы к другой, — говорит профессор кафедры музеологии Санкт-Петербургского института культуры Александра Балаш. — Хотя, конечно, у кураторов наверняка предусмотрены свои логически выстроенные маршруты. Но такая компоновка позволяет зрителю идти именно к той скульптуре, которая привлекла в данный момент.
И это особенно интересно, потому что происходит по-настоящему интимное общение. Что, собственно, и требуется от искусства. Тем более что в экспозиции действительно много работ из закрытых фондов. Одни вещи вообще показаны впервые. Другие считались потерянными даже самими авторами. Так случилось с работой петербургского скульптора Марины Спивак.
— Скульптуру под названием «Грибоедов» она делала для Всесоюзной выставки в 1983 году, — рассказывает ее муж, художник Александр Позин. — Помню, как мы тащили ее из Питера в Москву на остове от детской коляски. Приехали рано, пришлось гулять с «Грибоедовым» по заснеженному городу и даже заходить с ним в блинную. В конце концов оставили скульптуру в ЦДХ и, честно говоря, забыли. А сейчас неожиданно встретились. Оказалось, что сюда она приехала из Тульского музея.
И «Грибоедов» — не единственный, кто проделал столь большой путь. Наряду с работами Аникушина, Вучетича, Конёнкова, Мухиной, Неизвестного, Татлина, Церетели, Шемякина на выставке представлены и произведения скульпторов, в силу обстоятельств оказавшихся в тени. Их имена известны узкому кругу специалистов, но работы — талантливы и уникальны.
Отбирая работы, кураторы не могли остановиться. Слишком много в ХХ веке выдающихся мастеров
Особый интерес у публики вызвали изваяния исторических личностей, чья жизнь и деятельность в разные годы оценивалась по-разному. И если изображения Ленина, Сталина, Кирова еще более-менее знакомы молодому поколению, то о «втором вожде» Льве Троцком или руководителе НКВД Генрихе Ягоде мало кто помнит. А уж увидеть скульптуру с их изображением — даже из нынешних 50-летних — мало кому доводилось. Такие уникальные вещи попали в экспозицию из частных коллекций. В фондах государственных организаций их и быть не могло.
— Любое упоминание Троцкого, признанного врагом народа, вымарывалось отовсюду, — говорит искусствовед, историк искусства и коллекционер Владимир Левшенков. — Как известно, даже в Большой советской энциклопедии было слово «троцкизм», а самого Льва Троцкого не было. Поэтому тот факт, что его бюст сохранился и его можно увидеть, иначе как чудом не назовешь. В 20-е годы прошлого века он через Коминтерн был подарен от ленинградцев Краснознаменному университету народов Востока. Какое-то время находился в Ташкенте, потом «уехал» в Германию, а уже в 90-е годы вернулся, где я его и приобрел.
Как говорят посетители, на эту выставку хочется вернуться. Сколько ни смотри — что-то остается недосмотренным, недопонятым. Побывать здесь можно до 3 декабря. Команда Манежа подготовила и обширную просветительскую программу. Это не только экскурсионные туры и открытые дискуссии, но и лекции и дополнительные мероприятия для детской, подростковой и инклюзивной аудитории.
Комментарии