4 октября Третьяковская галерея открывает выставку, посвященную творчеству одного из ярких представителей русской живописи второй половины 19 века — Архипа Куинджи. В проекте примут участие более 20 российских и зарубежных собраний. До того, как картины увидит публика, их исследуют специалисты.
Целая вселенная открывается взору, когда рассматриваешь картину Архипа Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь» под микроскопом. А специалисты таким образом определяют индивидуальную манеру письма. В октябре в Третьяковской галерее откроется масштабная выставка Архипа Куинджи, которая должна перевернуть представления об этом художнике. На современников его картины производили ошеломляющее впечатление своим необычным свечением. Луна над Днепром и правда сияет, как неоновая реклама. «Оценка его художественного мастерства может даже уступала желанию увидеть некий волшебный прием, почти трюк», — считает заведующий отделом комплексных исследований Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.
Изучив около 20 произведений художника, специалисты пришли к выводу, что никакими специальными красками Куинджи не пользовался. И знакомство со знаменитым химиком Менделеевым тут ни при чем. «С точки зрения анализа материалов, которые он применял, они достаточно традиционные, они не выходят за рамки той практики, которая была в его время. Основным даром, которым он был наделен, было его колористическое зрение», — уверен заведующий отделом комплексных исследований Третьяковской галереи Юлиан Халтурин.
Куинджи вошел в историю как мастер пейзажной живописи. К природе он относился с невероятным благоговением. По рассказам современников, художник чуть ли не траву пересаживал, чтобы ее не вытоптали. Его картины поначалу тоже воспринимали как чудачество. «Украинскую ночь» Сергей Михайлович Третьяков покупать отказался — переднего плана нет, какие-то едва освещенные хаты. Или, к примеру, классическая сегодня «Березовая роща». Современники этой картины не понимали и не принимали. Композиция обрезана и вообще войти в эту рощу нельзя. Сам художник говорил, что для него главное — передать ощущение солнечного света. Но ведь самого-то солнца в произведении нет.
Последняя прижизненная выставка Архипа Куинджи состоялась в 1882 году. Тогда он показал ту самую «Лунную ночь на Днепре», купленную великим князем Константином Романовым. После этого десятилетия затворничества. Все думали, что художника Куинджи больше нет. «Но это оказалось не совсем так. Он продолжал в тиши мастерской создавать новаторские произведения, экспериментировать. И вот эти произведения ученики художника после его смерти в 1910 году обнаружили в его мастерской в огромном количестве. Более 500 живописных и 400 графических работ», — рассказала старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ольга Атрощенко. Большую часть этих произведений и увидят зрители на выставке в Третьяковской галерее.
Комментарии