В экспозиции – реконструкции легендарных спектаклей.
«Современник» и Московский музей современного искусства представляют совместную выставку, приуроченную к 65-летию театра. Руководителем проекта стал художественный руководитель «Современника» Виктор Рыжаков. Материалы из архива дополнили произведениями современных художников. Ирина Разумовская продолжит.
Идея превратить Музей Современного искусство в театр «Современник» родилась на карантине, когда было много времени, чтобы погрузиться в огромный архив и изучить досконально историю этого театра. Новый худрук – Виктор Рыжаков, занявший этот пост после легендарной Галины Волчек, придумал создать такую сложносочинённую экспозицию-дом, занимающую около 20 залов. И посвящена она первым десяти годам существования театра, который сразу, с середины 50-х годов, стал культовым местом и главным символом «оттепели». При том, что родился он из инициативы «снизу», как эксперимент под названием «Студия молодых актеров». 7 залов выставки рассказывают об их семи первых знаковых спектаклях.
«Мы сейчас с вами находимся в комнате, которая посвящена спектаклю «Пять вечеров». «Современник» стал одним из первых театров страны, в котором рождается драматург Александр Володин, для меня человек очень знаковый. Все сошлось в этом пространстве. Вот, сейчас звучит голос Станислава Любшина – артиста, перед которым я преклоняюсь. Для меня сейчас в этом пространстве сливается мое настоящее и это прошлое», – рассказал художественный руководитель выставки и театра «Современник» Виктор Рыжаков.
Эта выставка о театре, как явлении культуры. Это рассказ о театральной студии, которой поначалу пытались даже руководить коллективно, где голосовали за тех, кого премировать и повысить и где был свой зрительский актив из друзей театра со своим председателем.
«У этой студии не было дома, они были внутри МХАТа. И, конечно, для них было самое важное – это играть спектакли, говорить с публикой об очень важных темах. Мы сейчас в зале, который посвящен спектаклю «В поисках радости», и здесь мы видим фрагмент декорации того, что было на сцене. Это не воссоздание декорации, скорее, такой оммаж художнику, который работал на этом спектакле», – сообщил куратор выставки Алексей Трегубов.
В эпоху здесь погружают с помощью отдельных элементов декораций, театральной хроники во всю стену, голосов Ефремова, Галича, Евстигнеева и таких видеозаписей знаменитых «современников» «Современника». У выставки есть параллельная сюжетная линия – залы с высказыванием семи современных художников. В очень разных жанрах – от видео-арта до инсталляций.
«Их объединяет пристальный интерес к сегодняшнему дню, к пульсу повседневности, к неуловимым деталям либо в бытовом окружении, либо в медийной нашей реальности, которые говорят о нерве современности. И именно это нам показалось важным в соотнесении их с театром «Современник», – отметил куратор выставки Андрей Егоров.
Это попытка найти пересечения с эпохой театра, который начинался со спектакля «Вечно живые», и с тем поколением, которое тогда задавало вопросы. Да так задавало, что Виктор Розов под влиянием работы со студийцами переписал финальный монолог пьесы, оканчивающийся вопросом «И как мы будем жить?». Осмысление будущего театра – сверхзадача этой выставки!
Специально для этой экспозиции один из залов музея превратили в театральный – на 90 мест. Это выставка-фестиваль, и поэтому всего месяц ее работы здесь каждый вечер будут идти спектакли, читки, перформансы с участием артистов «Современника».
Комментарии