Ядро экспозиции составляет японская керамика из личной коллекции Ивана Льва из Екатеринбурга. Наряду с редкими артефактами чисто японского происхождения выставлены произведения современных уральских мастеров, созданные в традиционных японских техниках.
— Мы хотим ознакомить зрителей с традициями и особенностями японской культуры, принципами эстетического мировосприятия ее мастеров, — говорит идейный вдохновитель и куратор выставки востоковед, председатель Челябинского регионального отделения общества «Россия — Япония» Наталья Смирнова. — Мир меняется, и мы снова смотрим на Восток. Восток — это прежде всего душа, а Япония — страна, которая сумела сохранить свои традиции, самоидентичность. Нам есть чему учиться у них, а им — у нас. Мы видим этот диалог как культурный мостик, который поможет нам сохранить наши собственные традиции. Ситуация в мире непростая, в том числе и в отношениях с Японией. Но 29 августа в Токио открылся фестиваль российской культуры, а значит, культура вне политики.
По словам востоковеда Галии Малоушкиной (Челябинск), ключом к пониманию японской культуры может служит сентенция: всмотрись в некрасивое — увидишь прекрасное, всмотрись в прекрасное — откроешь неожиданное, всмотрись в часть — увидишь целое, всмотрись в целое — увидишь бесконечность.
Выставка занимает четыре зала. Путь к Фудзи — огромному во всю стену полотну с изображением самой знаменитой горы Японии, по сути, ее символа, лежит через четыре зала, отражающих времена года. Первый зал — весна, с нее в Стране восходящего солнца начинается год.
— Вся жизнь в Японии выстроена посезонно, и это проявляется во всем — одежде, еде, ритуалах. Япония — это культура изменений, цикличности. Неизменная ценность — Фудзи. Путь к ней — это путь к себе, к традициям, самому родному и близкому, аллегория духовного прозрения, роста, — говорит Наталья Смирнова. — На этом пути у каждого свои остановки. У каждого есть время года, которое ему созвучно.
Комментарии