Венецианов не любил внешних эффектов. Скромный художник тихо производил настоящую революцию в живописи, даже не осознавая это.
В Третьяковской галерее готова к открытию новая выставка – «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина». Проект посвящен одному из самых гармоничных мастеров эпохи романтизма. Алия Шарифуллина осмотрела экспозицию.
Лица не светские, не сановные, лица русских крестьянок Тверской губернии – открытые, прямодушные, преображенные возвышенным чувством художника. Алексей Венецианов – тот, кто во времена крепостного права открыл в русском крестьянстве особый мир – поэтичный, идиллический, полный тишины и покоя. Много позже такие типажи «счастливого народа» обретут в живописи несколько сувенирный характер, но пока это первый их выход в мир бытия, а не быта.
«Это тот период в русском искусстве, когда кажется, что эта гармония, этот идеал в реальности, он возможен. Пройдет еще несколько лет, и уже в середине XIX века ощущение русских художников от реальности будет совершенно другим: мир во зле лежит, все государственные институты погрязли в коррупции», – рассказала заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи Татьяна Карпова.
Я не воспитанник Академии, писал Венецианов, любя художества, посвящал ему свободное время от службы. 12 лет копировал в Эрмитаже, обучался живописи у Боровиковского – знаменитого портретиста. В 1819 году художник оставил службу и поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив все свое время изображению сельской России. Одна из первых «крестьянских» картин Венецианова – «Гумно». Художник написал ее, вдохновившись работой француза Гране, изображающего интерьер капуцинского монастыря в Риме. Художника поразило «оживотворение» предметов потоками света.
«Ну, и чисто русское стремление – превзойти этого француза. Но он решает выполнить более сложную задачу. У Гране – фокусное освещение, из одной, так сказать, точки. Он выпиливает стенку переднюю гумна, свет падает с трех сторон. Он создает подлинный шедевр, настолько интересный, что когда эта картина была показана императору, она попадает в эрмитажное собрание», – пояснила куратор выставки Светлана Степанова.
В Сафонково Венецианов не только писал картины, но и начал обучать живописи. В свою школу принимал по способностям, невзирая на социальное положение, даже крепостных. Он кормил их, одевал, обучал грамоте. Занятия вел по собственной методике: «Ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Это шло вразрез академической программе, построенной на длительном копировании античной скульптуры и картин итальянской школы.
На выставке рядом с произведениями мастера работы его учеников: Тыранова, Крылова, Сороки. Именно с воспитанников Венецианова начался расцвет интерьерной живописи в России, именно они создали первый отечественный пейзаж.
«Красивым, достойным отображением в искусстве считались пейзажи Италии, пейзажи Швейцарии. Но вот эта сельская природа, эта равнина наша, это наше серенькое небо с бегущими облаками, какие-то чахлые березки, эти болотца – совершенно не считалось, что это красиво и может быть сюжетом для изобразительного искусства. И в этом тоже его смелость, его новаторство», – отметила Татьяна Карпова.
Его полотна – без громких звуков и ярких красок. Венецианов не любил внешних эффектов. Скромный художник тихо производил настоящую революцию в живописи, даже не осознавая это. Александр Бенуа переживал, что Алексей Венецианов затеряется в бурном потоке русского искусства. Но этого не произошло. Картины художника сегодня востребованы во всем мире. Уже в октябре в Дрездене откроется выставка «Мечты о свободе», где будут представлены два полотна Венецианова из собрания Третьяковской галереи.
Комментарии