«Lёгкое Dыхание» или «Смерть под парусом». В театре «Мастерская Петра Фоменко» последняя премьера сезона. Как в истории, рассказанной современным драматургом Петром Гладилиным, неожиданно отозвалось творчество Ивана Бунина.
Последняя премьера сезона в «Мастерской Петра Фоменко» и первая за сезон работа худрука театра Евгения Каменьковича не на новой, большой, а на старой, камерной сцене. Своего рода эксперимент. Спектакль по пьесе драматурга Петра Гладилина, которого Каменькович когда-то оценил одним из первых. Неоднократно ставил его пьесы. И вот теперь – свежая, еще не изданная «Смерть под парусом». Но спектакль неожиданно назвали «Lёгкое Dыхание». «Когда театр организовался, был штамп критиков, что «фоменки» — такое сплошное «Лёгкое дыхание». А мы умеем иронизировать над собой», — говорит режиссер, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович.
Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Как раз об этом и размышляют авторы спектакля в современных реалиях. Главный герой Игорь определяет себя и свои отношения с миром, руководствуясь принципом «некурения», который он возвел в абсолют. Вместо библейских «не убий», «не укради», он придумал собственную заповедь — «не кури». И это его принцип, водораздел, главный критерий и мера всего. Он вершит свой личный суд над едва знакомыми и самыми близкими людьми. В своей непримиримости герой расстается с любимой женщиной. Да, она курит. Доводит до самоубийства. Жизнь вокруг него рушится. Но ничто не заставит его отступить от своих принципов.
«Мой герой — зануда в квадрате. Я пытаюсь в одной сцене сделать, что он раскаивается в этом поступке, но самое страшное — неизменение своих убеждений после», — говорит актер Юрий Титов.
В пьесе у Петра Гладилина нет ни одного знака препинания. Так что у режиссера Евгения Каменьковича была абсолютная свобода в интерпретации этого материала. Также не обозначено, кому принадлежат реплики. У артистов была возможность для самостоятельных решений. Каждый из шести «фоменок» играет по несколько ролей — всего 25 персонажей.
«Это такой кубик Рубика, который рассмотрен только с одной стороны. Его можно повернуть и сделать главной героиней другого персонажа или героя. И будет та же самая история. Там, например, есть женщина, которая говорит, что мужчины не плачут. И это ее жизненная позиция. И за границами спектакля она упорно доказывает, что мужчины не плачут. И так у каждого персонажа есть свой пунктик», — поделилась актриса Вера Строкова.
Спектакль — размышление о сущности насилия. Поиск грани между стремлением к благим целям и моральным террором. «Мне кажется, это одна из самых болевых точек нашего общества. Люди принимают только свою позицию. Они не допускают, что кто-то может думать по-другому, существовать по-другому. Может, у меня какая-то фобия, но я думаю, что я прав», — говорит режиссер, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович.
«Lёгкое Dыхание» — разговор на тяжелую тему. Евгений Каменькович говорит, что ему ужасно любопытно, как увидит эту историю режиссер, который поставит пьесу Гладилина следующим.
Комментарии