В Русском музее готовятся представить публике шедевры иконописи XVII века. До открытия выставки под названием «Осень русского Средневековья» — еще несколько месяцев. А пока иконы находятся в руках реставраторов.
«Постепенно утоньшаю два слоя записи, а после этого добираю олифную пленку, оставляю тоненькую пленочку», — рассказал реставратор Дмитрий Пейчев.
Дмитрий Пейчев трудится в реставрационной мастерской Русского музея уже 16 лет. Говорит, работа хоть и монотонная, но очень ответственная. Любое неверное, пусть и микроскопическое движение, для 500-летней иконы — равносильно глубокой ране.
«Автоматизм может быть только тогда, когда очень хорошая толстая лаковая пленка. При любых неровностях красочного слоя, при утратах лаковой пленки автоматизм невозможен, потому что тогда это будут прорезы лаковой пленки, прорезы красочного слоя, что недопустимо», — отметил Пейчев.
В век спектрального анализа и ультратонкой лазерной шлифовки в этой мастерской продолжают пользоваться давно проверенными методами. В реставрации человеческий фактор — на первом месте, глаза и руки мастера не заменит никакая, даже самая продвинутая технология. Единственное, что облегчает работу, — мощный микроскоп.
«В истории реставрации были разные течения. У нас методика такова, что каждый, кто приходит в мастерскую, обязан овладеть этой методикой. У нас стоит точило, и каждый должен подойти, каждый должен изготовить микроинструмент под свою руку, под свой угол», — рассказала заведующая сектором реставрации древнерусской живописи Государственного Русского музея Елена Азарнина.
«Вот у нас есть режущая кромка, и это как бы пяточка. И у каждого же рука разная, вот длина кисти, пальцев, все разное», — подчеркнул реставратор Игнат Ратников.
Материалы, которыми реставраторы защищают многовековой слой краски, тогда ее делали на основе яичного желтка, близки к оригинальным. Их производят прямо здесь, из тех же ингредиентов.
Вот это основное вещество, которое используют при консервации икон — обычный осетровый клей. Изготавливается из рыбьего пузыря на водяной бане. Для приготовления раствора нужно ровно два грамма. Добавляем сто миллилитров воды, еще два грамма меда, и клей будет готов. Ровно по такому же рецепту, как и пять веков назад.
Икону середины XVII века «Иосиф прекрасный» нашли в 50-х годах прошлого столетия в заваленном снегом Успенском соборе Тихвинского монастыря.
Мастику вместе с 400-летним слоем олифы на «Иосифе прекрасном» час за часом, день за днем срезают специальными резцами, и «раскрывают» икону — это профессиональный термин.
Свои открытия посетители Русского музея смогут сделать уже зимой будущего года, когда и откроется выставка «Осень русского Средневековья». За четыре ближайших месяца реставраторы должны успеть привести в порядок около 40 икон.
Комментарии