«Ван Эйк. Оптическая революция». В Музее изящных искусств Гента открылась крупнейшая в истории выставка произведений выдающегося фламандского мастера. На ней представлено не менее половины сохранившихся работ художника. Ирина Разумовская продолжит.
Такое количество произведений Яна Ван Эйка и его мастерской не собиралось в одном месте никогда после смерти художника. Картины, миниатюры, скульптуры и рисунки — из музеев Ватикана, Прадо, Гетти, Берлинской картинной галереи и Галереи искусств Вашингтона — на три месяца приехали в Гент. Искусствоведы до сих пор спорят, в каком году родился «реформатор масляной живописи». То ли в 1385, то ли в 1390. Но 2020 в Бельгии все равно решили считать годом Ван Эйка. Одна из самых ранних датированных работ художника на выставке — вот этот «Мужской портрет. На верную память» 1432 года, который Национальная Лондонская галерея отреставрировала специально к этой ретроспективе.
«Это самая большая экспозиция Ван Эйка в истории. Мы представляем работы, как сделанные им самим, так и его учениками. И самое важное, что здесь можно увидеть, как все они вступают в диалог с главной работой и шедевром Ван Эйка «Гентским алтарем», внешние панели которого только что отреставрировали», — отметила куратор выставки Фредерика Ван Дам.
Алтарь, который начинал расписывать старший брат и учитель художника, Губерт Ван Эйк, а завершал Ян, занимает центральное место в экспозиции. Его перенесли из кафедрального собора Святого Бавона. Кураторы утверждают, что это последний раз, когда шедевр покидает церковь. После выставки он вернётся в храм навсегда.
«Революция Ван Эйка заключалась в том, что он не только наносил один полупрозрачный слой поверх другого. А он делал ещё один прозрачный подготовительный слой. На деревянную панель клал белый подготовительный слой из мела и клея. Эту «заготовку» тщательно полировал для того, чтобы потом необходимым ему образом отражался свет. То есть именно этот прозрачный, белый состав оказывал в итоге такой оптический эффект», — заметила искусствовед и профессор Брюссельского свободного университета Валентина Хендрикс.
Неожиданное открытие сделали специалисты Бельгийского Королевского института культурного наследия во время реставрации «Гентского алтаря», а она длилась более семи лет и стоила $2,5 миллиона. Оказалось, что ягнёнок с картины «Поклонение таинственному агнцу» на центральной алтарной панели изначально выглядел совсем не так! Неизвестный художник перерисовал агнца столетием позже в XVI веке, сделав его более похожим на овечку.
«Мы не первые, кто после открытия ягненка написанного Ван Эйком, видит у него человеческий взгляд! Именно поэтому где-то в 1515 году кто-то подумал: Ну Нет! Мода уже поменялась, и эти глаза слишком похожи на людские и перерисовал 70 процентов картины», — подчеркнул пресс-секретарь Кафедрального собора Святого Бавона в Генте Петер Малфлиет.
Образ ягнёнка Яна Ван Эйка стал мемом в Интернете. Многие не поверили, что такой вид животного — оригинальная задумка художников, а не ошибка реставраторов. Твиттер пестрит гифками и шутками про овцу с «мятежно человекообразной» мордочкой. Некоторые пользователи социальных сетей назвали ее «настораживающим гуманоидом», другие сравнили с пришельцем и сказали, что лучше бы её вовсе не восстанавливали.
Однако сотрудники Музея изобразительных искусств в Генте, служители Собора, наоборот надеются, что новый, подлинный вид агнца божьего, привлечет к ним ещё больше посетителей, гостей и туристов.
Комментарии