«Палаццо Гуалино — шедевр итальянского рационализма». В столичном Музее имени Щусева открылась выставка, очень подробно рассказывающая об одном-единственном здании. О том, почему Палаццо Гуалино уделили столь пристальное внимание — Анна Щербакова.
Палаццо Гуалино — офисное здание, построенное в 1930-м году в Турине. Именно оно открыло новую страницу итальянской архитектуры — рационализм. На выставке в Москве — всего один зал, 40 фотографий, но на открытие — специально приехали кураторы из Италии.
Цель — не просто рассказать об истории уникального здания, но и поделиться опытом реконструкции. Палаццо Гуалино планируют превратить из заброшенного памятника — в большой жилой комплекс. Как правильно и деликатно соединить архитектурное прошлое с настоящим? Автор проекта Армандо Байетто показывает, как будет выглядеть здание через год.
Чтобы дать зданию вторую жизнь, необходимо было получить разрешение от итальянских властей и доказать, что исторический облик Палаццо сохранится. С другой стороны, без изменений было не обойтись. Хотя бы для того, чтобы изменить функцию здания — превратить его из рабочего пространства в жилое.
В результате, фасад остался нетронутым, а вот с внутренней стороны появилась винтовая лестница. Опыт итальянских коллег может быть полезен и в России, ведь архитектура 20-х, 30-х в европейских странах — во многом схожа. Это было время, когда во всем мире главенствовал авангард. Страны заимствовали друг у друга архитектурные решения. Советский конструктивизм, итальянский рационализм, германский Баухаус — всех их объединяло стремление к поиску новых форм.
Символично, фотографии шедевра итальянского рационализма Палаццо Гуалино находятся рядом с выставкой «Авангардстрой». Семь залов Музея архитектуры имени Щусева посвящены фотографиям проектов советских зданий. Можно проследить, что архитектурные штрихи итальянского Палаццо и, например, Автомобильного завода имени Сталина, в чем-то схожи.
У Палаццо есть еще одна связь с Россией. Заказчик этого здания — меценат Риккардо Гуалино — вошел в историю и русской архитектуры XX века.
«Он был коллекционер авангардного искусства того времени и, конечно, был огромный крупный предприниматель, который имел интересы в Европе, включаю Россию, где он финансировал проект «Новый Петербург»», — рассказал куратор выставки Алессандро де Маджистрис.
В здание туринского Палаццо Риккардо Гуалино вложил современную идею предпринимательства — новые формы, технологии — одним словом, рационализм. Ее реализовали итальянские мастера Джузеппе Пагано и Джино Леви Монтальчини.
Теперь, в тех же традициях — уже современные архитекторы работают над реконструкцией. Правда, не только рационально, но и эмоционально. Все же, это Италия.
Комментарии