В этом году седьмая по счету церемония вручения премии Гильдии кинопродюсеров и организаторов кинопроцесса проходила в Театре Камбуровой. Уютное фойе, уже украшенное по-новогоднему, сразу же заполнилось разговорами о работе, без которой, кажется, не сидит никто. Все подчеркивали — подобного бума на кинопроизводство в России не было давно.
«У меня в запуске сразу несколько документальных фильмов, идут питчинги художественных проектов, плюс я хочу сам вернуться к режиссуре», — рассказывает Иван Болотников, под чьим руководством за последние пару лет вышли такие фильмы как «Велга» (режиссера Анастасия Нечаева) и «Не хороните меня без Ивана» (режиссер Любовь Борисова). Во многом, эти картины поменяли отношение зрителей к так называемому авторскому кино. Оно ушло от набившей всем оскомину чернухи и занялось смыслами, историями о простых людях, как в старые советские времена.
Впрочем, хорошие драмы хоть и востребованы, но в конкуренции с фильмами для семейного просмотра они пока в прокате проигрывают, говорили продюсеры в кулуарах премии. А что еще смотрят? Это экранизации классики, комедии, истории подвигов.
Выигрывают же те продюсеры, которые параллельно делают несколько проектов в разных жанрах.
«Скоро в прокат должен выйти наш фильм для семейного просмотра с Ноной Гришаевой и Александром Олешко «Про мою маму и про меня», а осенью планируем выпустить кино «9 секунд» о подвиге молодого военного моряка, который ценой своей жизни спас экипаж эсминца «Быстрый». Фильм сделан по подлинной истории, и я верю, что это тоже будет успешный проект», — рассказывает продюсер Юрий Обухов.
Фильмы о героях — это еще один тренд современного кино. Судя по озвученным планам членов Гильдии кинопродюсеров, в следующем году должны начаться съемки картины о погибшем в зоне СВО военном священнике, протоирее Михаиле Васильеве, прошедшем чуть ли не все горячие точки современной истории. Продюсером выступит Елена Пискарева. А уже в конце декабря пройдет предпремьерный показ документального фильма о советских и российских самбистах, главные герои этой ленты тоже участвуют в событиях на Донбассе (режиссер и продюсер проекта «Самбист» — Игорь Яринских).
О том, что Россия переживает бум кинопроизводства говорит и цифра, с которой организаторы решили начать церемония вручения премии — общие сборы российских фильмов в 2023 году составили более 22 миллиардов, а всего в прокат вышел 231 российский релиз. Это абсолютный рекорд.
«Какое-то время назад мы даже не могли представить себе таких цифр, это значит, что в России появилось немало профессиональных продюсеров, и они делают свое дело», — отметил президент Гильдии Филипп Кудряшов, но тут же сделал оговорку: не все новинки сняты в духе национального кинематографа, зачастую традиции подменяются западными лекалами.
В этом году лауреатами премии Гильдии продюсеров и организаторов кинопроизводства стали пять человек. Продюсеры Жанна Тедеева-Калинина и Александра Воронкова получили приз за фильм «1993», снятый по одноименному роману Сергея Шаргунова режиссером Александром Веледенским.
Взяв в руки увесистую статуэтку, которую венчает фрагмент настоящего метеорита, девушки рассказали, что в работе над проектом им пришлось пройти огонь и воду, очень многое преодолеть, так что образ метеорита в их случае — точный. «Наш фильм в прокате собрал не совсем ту сумму, на которую мы рассчитывали, однако мы все равно этим проектом гордимся, потому что никто до нас в игровом кино о событиях 1993 года не рассказывал, и молодежь ничего об этом не знает», — рассказали продюсеры. Также зрители церемонии узнали, что, оказывается, фильм «1993» появился благодаря большой женской дружбе — Жанна и Александра вместе учились еще в школе, а потом стали работать вдвоем. Им и статуэтки дали две — что в истории премии впервые, обычно один фильм — одна награда.
Лауреатом премии Гильдии кинопродюсеров за 2023 год также стала Наталия Дебижева, спродюсировавшая картину о Соловецком монастыре «Святой Архипелаг» (режиссер Сергей Дебижев). Этот фильм не только дошел до кинопроката, но и собрал там на данный момент 16 миллионов рублей. По словам Наталии, еще несколько лет назад никто и представить себе не мог, что в кинотеатрах начнут показывать и смотреть доккино. Впрочем, Дебижева призналась, что ради успеха в прокате ей пришлось рискнуть, взяв на продвижение ленты кредит.
За статуэткой в этот вечер на сцену также вышла кинопродюсер Елена Фисенко, благодаря которой на экраны вышли такие ленты, как «Где проходит граница» режиссера Александра Франк — о причинах войны на Донбассе, и «Боже! Чувствую приближение твое» — о духовных поисках Андрея Тарковского (режиссеры Николай Бурляев и Дмитрий Чернецов).
А награды за «Вклад в профессию» был удостоен Игорь Толстунов, создатель таких культовых картин, как «Вор», «Ворошиловский стрелок», «Водитель для Веры», «Питер FM» и многих других.
Помимо статуэтки с фрагментом метеорита в этот вечер также вручались специальные дипломы премии. Их получили: Арсений Овчинников, за фильм «Мельников» о знаменитом архитекторе и художнике, Наталия Гугуева — за дебютную картину «Туман», где она выступила не только как продюсер, но и как режиссер. По словам Наталии, на съемках ей пришлось нелегко, хотя бы потому что работала киногруппа на берегу Баренцева моря, где погода главный враг человека с камерой и уже тем более актеров. Но в итоге получилась красивая притча о любви, предательстве и прощении. «Туман» уже объехал полмира с фестивальными показами, и вот-вот должен появиться в прокате.
Еще одна обладательница специального диплома Галина Фесенко, этому молодому продюсеру удалось невозможное — снять альманах по произведениям русских классиков — Платонова, Гайдара, Толстого, Пантелеева, и сделать так, чтобы это кино посмотрели десятки тысяч зрителей. Фильм в прокате идет уже четвертый месяц. «И это только начало», — уверят продюсер.
Завершилась премия, по традиции, общим фото, на котором молодых людей было больше, чем на прошлогодних снимках, и это тоже тенденция — в российском кино сейчас идет смена поколений. Возможно, отчасти этим объясняется его успех.
Комментарии