В Москве начал работу 9-й кинофестиваль «Русское зарубежье». Он посвящен теме русской эмиграции. Каждый фестиваль открывает новые имена, рассказывает о судьбах тех, кто был вынужден покинуть Россию после революции, в годы гражданской войны. В программе – 42 игровые и документальные ленты. Это фильмы о белой эмиграции, о сложной, трагической жизни людей, разлученных с родиной, но сохранивших любовь к ней.
20-е годы XX столетия, Франция, парижский пригород Монтрей – место рождения киностудии «Альбатрос». Ее основатель Александр Каменка – русский эмигрант – внес вклад в историю французского немого кино и французской Синематеки – крупнейшего в мире архива фильмов. Он открыл двери своей киностудии не только кинематографистам-эмигрантам, но и французским режиссерам. А документальная картина о нем – «Альбатрос. Выстоять в бурю» – открыла международный кинофестиваль «Русское зарубежье».
«Главным образом мы хотели показать киностудию и как они работали, очень тесно. Такие идеи документального фильма о том, что произошло почти 100 лет тому назад, дают возможность открыть новый мост между двумя странами, между культурами», — отметил журналист Патрик Каменка.
В фокусе фестиваля – люди и их уникальные истории. Они из разных эпох, разных профессий. Имена одних известны каждому, другие – могут стать открытием для зрителей. Русский человек – в отрыве от родины, его боль и любовь – тема, которая связывает такие разные судьбы и непохожие друг на друга фильмы.
«У нас в этом году обширнейшая программа, потому что есть конкурсная программа неигровых фильмов, есть конкурсная программа игровых картин, есть внеконкурсная специальная внеконкурсная программа, информационные показы и специальная программа, посвященная 70-летию Великой Победы, естественно, эту дату мы обойти не могли», — сообщил президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье» Сергей Зайцев.
Эти фильмы выбирали по принципу «война, которую мы не знаем» — ленты, посвященные неизвестным для россиян страницам Второй мировой войны. Фестивальные картины дают возможность сохранять ускользающее и открывать неизвестное в истории России. Фильмы рассказывают о судьбах Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, пассажиров «Философского парохода» – деятелей науки, медицины и литературы, высланных за границу в 20-е годы. Ленты интересны сюжетом, выразительными средствами, техническими особенностями – на это и будет обращать внимание жюри.
«Я в первую очередь буду оценивать кино, потому что бывает кино и кино, бывает кино и пропаганда, бывает кино и ложь. Я буду оценивать кино как искусство», — сказал председатель жюри конкурса неигровых фильмов Александр Столяров.
XX век дал две России. История второй – эмигрантской, а это 30 миллионов человек, будет рассказана киноязыком – в рамках фестиваля.
Комментарии