Рост китайской экономики сопровождается увеличением потребления электроэнергии и грузовых железнодорожных перевозок. За 1998-2007 гг. динамика экономического роста и потребления электричества в стране практически совпали между собой. Темпы роста ВВП увеличились с 7,8% до 14,2%, одновременно росло потребление электроэнергии. В 2008 году, когда темпы роста китайской экономики существенно снизились из-за финансового кризиса, рост потребления электроэнергии лишь незначительно увеличился в годовом исчислении. Такая тенденция наблюдается и в период 2011-2015 гг. Согласно данным, за 1998-2014 гг. коэффициент корреляции суммарного потребления электроэнергии с ростом ВВП составил 0,741. Коэффициент корреляции общего объема энергопотребления в промышленности с ростом добавленной стоимости в промышленности составил 0,898.
Совпадали с динамикой экономического роста и объемы грузовых железнодорожных перевозок. С 1998 по 2014 гг. коэффициент корреляции объемов грузовых железнодорожных перевозок с ростом ВВП достиг 0,646, с ростом добавленной стоимости в промышленности — 0,760.
Цифры показывают, что при экономическом росте наблюдается наиболее быстрый темп роста потребления электроэнергии, что превышает рост ВВП. При экономических спадах объем энергопотребления также снижается. Так, в период 2008-2009 гг. коэффициент корреляции между ростом экономики и объемов потребления электроэнергии составляли соответственно 0,58 и 0,78.
На фоне падения экономики, потребность в железнодорожных перевозках для базового сырья значительно снижается: за 2009 год на фоне мирового финансового кризиса объем грузовых перевозок упал до 0,9%, с коэффициентом эластичности 0,1. С 2010 по 2011 гг., благодаря росту экономических показателей, увеличился и объем грузовых перевозок. Однако, начиная с 2012 года, темпы роста вновь замедлились.
В последние годы, китайская экономика шагнула в новый переходный этап развития благодаря проведению структурной трансформации. Замедление роста потребления электроэнергии является результатом ускорения реструктуризации промышленности и снижения доли потребления энергии теплоемкими промышленными отраслями. Сейчас расход энергии, потребляемой теплоемкими промышленными отраслями, составляет около 60% от общего показателя. По оценкам специалистов, снижение доли этих отраслей уменьшило расходы электроэнергии за 2014 год на 4,8% по сравнению с показателем 2010 года. Кроме того, быстрое развитие высоких технологий также влияет на данные показатели.
Снижается доля использования железнодорожного транспорта в общем грузообороте. Такие товары, как уголь и сталь, занимают около 85% от общего объема железнодорожных перевозок по стране, тогда как продовольствие и химические удобрения — 15%. По предварительной оценке, причиной снижения объема работы железнодорожного транспорта стало падение объема поставок угля и стали.
Комментарии