Как ближайший родственник театру, кино хорошо его знает и с удовольствием о нем снимает. Почти всегда очень удачно — я, пожалуй, и не припомню фильмов о театре, которые были бы проходными или халтурными. Каждый раз — удовольствие. Иногда — крупнейшее событие. Как, например, «Все о Еве» Джозефа Манкевича — фильм рекордсмен по числу номинаций на «Оскар»: их 14, причем в шести он победил.
В кино хорошо знают все детали жизни в театре — от сладкой отравы оваций до закулисных интриг, от безжалостности продюсеров до быстротечности театральной славы. Здесь судьбы всегда драматичны, потому что «орудия производства» — живые люди, подверженные всем недугам и слабостям, превратностям судьбы, и когда талант на взлете — тело стареет, и взрослеющая актриса, которая только начала по-настоящему понимать Джульетту, уже не может ее, пятнадцатилетнюю, играть. Это мир прекрасный и очень жестокий — благодатное поле для бесконечных импровизаций на его темы.
Кино, правда, почти не касалось роли театра в нашей жизни, его миссии «школы для общества» — его места, по слову классика, «кафедры, с которой читается толпе живой урок». Возможно, здесь сказалась ревность: ведь это кино привыкло почитать себя властителем дум. В этом выпуске Киноклуба — только некоторые фильмы о жизни театра и о его людях. Посмотрите их, если не видели, — и вы убедитесь, что там есть все, кроме скуки. И начнем мы с прославленной кинодрамы «Все о Еве» — лучшего из фильмов о том, что такое театр изнутри.
Таланты и поклонники
«Все о Еве». Реж. Джозеф Манкевич. 1950
Один из самых успешных фильмов всех времен. История стареющей театральной звезды Бродвея Марго Ченнинг, которая поддалась чарам юной поклонницы Евы и взяла ее себе в помощницы. Тихая, скромная Ева делает все, чтобы ее кумиру было комфортно, она устраивает дела Марго, ведет ее переписку, следит, чтобы звезда отдохнула перед спектаклем. И только проницательный циник, театральный критик Аддисон понимает, что хитроумная Ева плетет интригу, чтобы стать новой Марго Ченнинг, занять ее место на подмостках и в сердцах публики.
Это фильм, совершенный в своей драматургии: наслаждаешься остротой диалогов, психологическими характеристиками персонажей, великолепно переданной атмосферой льстивых улыбок и закулисных козней, нестойкого театрального счастья и горечи от предательства близких. Мало какой фильм так глубоко воплотил кровоточащую тему смены поколений, когда молодые буквально идут по телам живых конкурентов, и это тоже входит в состав театральных профессий.
А главное — наслаждаешься звездным актерским ансамблем, где лидирует великая Бетт Дейвис в роли Марго, — она способна движением ресниц выразить всю бурю чувств, которые переживает ее героиня. Хороши Энн Бакстер в роли Евы и Селест Холм в роли подруги звезды Карен; ироничный Джордж Сандерс, сыгравший критика Аддисона ДеВитта, получил «Оскара» за роль второго плана. Выразительна концовка фильма, когда переживающая свой триумф Ева, как некогда Марго, берет в помощницы молодую поклонницу ее таланта, и сюжет грозит повториться с начала уже с новыми персонажами. В роли молодой поклонницы начинающая актриса Мэрилин Монро.
Поверьте, однажды посмотрев эту картину, ее уже не забудешь и с удовольствием будешь возвращаться к ней снова и снова. Это наслаждение для зрителей и обязательная школа актерского мастерства для всех, кто хочет связать с театром свою судьбу.
Комментарии