Запасы оригинальных газированных напитков Coca-Cola, PepsiCo, объявивших об уходе с российского рынка, уже заканчиваются. Лишь в некоторых сетях остались единичные виды продукции, которая поставлена из Казахстана, рассказал «РГ» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
По его словам, по количеству ассортимент напитков с начала года практически не изменился, ушедшие позиции восполнились продуктами российского производства. Сегодня в магазинах 90% локальных продуктов. За последние полгода (апрель-сентябрь) в категории газированных напитков заметно появление 102 новых брендов, доля продаж которых продолжает увеличиваться, рассказали «РГ» в NielsenIQ. При этом сразу треть из них имеют суммарные продажи за шесть месяцев более миллиона рублей. В топ-10 самых растущих брендов в категории газированных напитков половина — российских производителей.
Если до весны 2022 года 39% российского рынка принадлежало Coca-Cola, 22% — PepsiCo и 8,5% — российской компании «Черноголовка», остальные 30% распределялись по мелким производителям, то буквально за три месяца (май-июль) доля локальных брендов газировки выросла с 19,8% до 25,3%, говорит партнер компании «НЭО Центр» Альбина Корягина.
Да и сами мировые гранды возвращаются на российский рынок с «черного хода», отмечает она. Например, на замену ушедшим с рынка маркам PepsiCo запустила продажи напитков под брендами «Русский дар», Evervess и Frustyle. Компания Multon (принадлежит Coca-Cola) стала предлагать новый напиток под брендом «Добрый cola» — по составу напиток будет полным аналогом Coca-Cola. Вместо Sprite и Fanta запускаются новые напитки — Funky Monkey Cola и Orange. Heineken, которая заявила, что уйдет с российского пивного рынка, задумалась о запуске линейки сладкой газировки со вкусами колы, апельсина и лимона.
Отечественные предприятия тоже пользуются возможностью занять освободившуюся нишу и активно развивают альтернативные линейки напитков, отмечает Игорь Караваев. Есть как классические напитки со вкусом колы с аналогичными вкусовыми характеристиками, так и продукты с добавками ванили, вишни и т.п. Помимо этого, наши производители расширили линейки кваса и лимонадов.
Так, в «Магните» признают, что за последние полгода ассортимент газированных напитков заметно изменился: сейчас подавляющая часть газированных напитков в торговой сети — отечественных брендов. Даже во «ВкусВилл», где напитки и раньше поставляли только российские производители, появилась своя интерпретация колы, которая близка по вкусу к оригиналу, но в составе содержит натуральные ингредиенты.
В целом продажи газированных напитков за апрель-сентябрь в деньгах выросли на 15,8%. А в штуках динамика продаж оказалась отрицательной — минус 7,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, говорят в NielsenIQ. По мнению Игоря Караваева, сказались долгая холодная весна и поздний сезон шашлыков. Но сейчас динамика натуральных продаж находится примерно на уровне годичной давности.
Кроме уже существующих вкусов, в АКОРТ прогнозируют дальнейшее расширение ниши диетических напитков с пониженным содержанием калорий.
В обычных сладких газированных напитках содержится 10% сахара, в напитках с пониженным содержанием калорий его заменяют на интенсивные подсластители — аспартам, стевию и другие, говорит профессор, заведующий лабораторией метаболомного и протеомного анализа ФИЦ питания и биотехнологий Константин Эллер. Coca-Cola — не исключение. Никаких «секретных», уникальных ингредиентов в ее составе нет. Весь ее «секрет» — в массированной рекламе. Coca-Cola, Pepsi-Cola продвигались на рынок не только через сами напитки, но и, например, с помощью фирменных холодильников в многочисленных точках продаж. Если бы у нашего «Колокольчика» или «Тархуна» была такая же мощная рекламная поддержка, они тоже занимали бы большую долю рынка, уверен эксперт.
Комментарии