Несмотря на отказ от доллара США в 2021 году, часть активов в структуре Фонда национального благосостояния (ФНБ) оказалась заблокирована санкциями. Антикризисное управление ФНБ в пандемию позволило смягчить последствия экономического кризиса и санкций в 2020-2021 годах. Дальнейшее изменение правил фонда может преобразить и структуру его активов, и его роль в экономике.
В отчете об ФНБ Счетная палата (СП) проанализировала антикризисное управление фонда с января 2020-го по декабрь 2021 года. За это время объем ФНБ вырос почти вдвое — до 13,6 трлн в рублевом эквиваленте на 1 января 2022 года. Основная часть изменений в правила формирования и управления активами фонда принята в 2020 году в рамках Общенационального плана по восстановлению экономики после пандемии. Для финансирования текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, пересмотрены приоритеты расходов бюджета. Разрешалось покрывать дефицит федерального бюджета и бюджета ПФР средствами ФНБ сверх лимитов и без внесения изменений в закон о бюджете, закреплено право размещать средства ФНБ на депозитах и остатках на счетах в ЦБ в драгметаллах и китайских юанях.
Таким образом, с 1 июня 2021 года доля золота в нормативной структуре ликвидных активов ФНБ должна быть 20%. При этом с 20 мая 2021 года доля фунтов должна быть сокращена с 10 до 5%, а доли евро и китайского юаня увеличены с 35 до 40% и с 15 до 30% соответственно. Доля японской иены сохранена неизменной на уровне 5%, а доллар должен был быть полностью исключен из структуры средств ФНБ.
Де-факто ФНБ использовался не как антикризисный инструмент, а как плановый аккумулятор резервов
По данным СП на 1 января 2022 года, валютная структура средств ФНБ была такой: 33,9%, или 4,6 трлн в рублевых активах; 3,9%, или 7,1 млрд долларов США (528,5 млрд в руб. экв.); 23,9%, или 38,5 млрд евро (3,2 трлн в руб. экв.); 3,1%, или 4,2 млрд фунтов стерлингов (418,1 млрд в руб. экв.); 19,4%, или 226,7 млрд китайских юаней (2,6 трлн в руб. экв.); 2,9%, или 600,3 млрд в японских йенах (387,2 млрд в руб. экв.); 13%, или 405,7 тонн золота (1,76 трлн в руб. экв.). «В результате сложившейся в 2022 году геополитической ситуации часть средств ФНБ в иностранных валютах (евро, фунты стерлингов и японские иены) на счетах в Банке России заблокирована в результате санкций ряда иностранных государств в отношении активов Банка России», — говорится в отчете. Кроме того, по итогам 2021 года в ФНБ не были зачислены доходы от размещения средств в иностранной валюте. Более того, впервые с 2008 года аудиторы зафиксировали переходящий на следующий год убыток из-за «отрицательных значений доходности по указанным счетам во всех иностранных валютах (кроме китайского юаня), включенных в данную корзину», — говорится в отчете.
«Можно поддержать рекомендацию Счетной палаты о необходимости корректировки структуры средств ФНБ и ухода от размещения средств фонда в валюте недружественных государств», — считает Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Он обращает внимание и на отсутствие новых инфраструктурных проектов для финансирования из средств ФНБ. По его словам, полноценным источником «длинных денег» для финансирования инвестиционной активности ФНБ не стал, хотя во многих странах фонды выполняют такую функцию.
Действительно, в России ФНБ практически не задействовался, за период 2020-2021 годов его объем увеличился в 1,7 раза, или на 5,8 трлн рублей. «Фактически ФНБ использовался не как антикризисный инструмент, а как плановый аккумулятор резервов», — отмечает Алексей Ведев, д.э.н., завкафедрой управления инновационными проектами Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС.
ФНБ сыграл положительную роль в восстановлении экономики после пандемии, выполнив свою уставную функцию по поддержанию макроэкономической стабильности. «Стоит признать, что в такие сложные времена для российской экономики, как глобальный финансовый кризис 2008 года и кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавируса, ФНБ сыграл значимую позитивную роль в обеспечении стабильности рубля, финансировании расходов бюджета и поддержании устойчивости финансовой системы», — считает Александр Абрамов, заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований РАНХиГС
Экономисты предлагают правительству с учетом изменившихся условий пересмотреть правила и формы управления ФНБ. Нужно нивелировать негативные последствия для экономики от санкционного давления, а для этого предполагается смягчить финансовую политику для максимальной поддержки и стимулирования российских производителей. «Среди ключевых мер может рассматриваться и повышение расходов из ФНБ для финансирования различных, в том числе и инфраструктурных, проектов», — считает Ведев.
Комментарии