Результаты исследования показывают, что меняются и категории товаров, продаваемых со скидкой. Год назад лидерами в этом отношении были шоколадные плитки. По промо, в денежном выражении, они занимали 63%, а сейчас на первый план неожиданно вышел вермут. У него этот показатель равен 62%.
Более того, шоколад, какао, питьевые йогурты, творожные десерты и детское печенье вообще покинули список скидочных лидеров, будто их и не было. «Свято место» ныне занимают майонез, макароны, сладкая выпечка и замороженная пицца.
– Существенное изменение категорий продовольствия по промоакциям связано со снижением цен для их производства, – считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. – Нынешние продукты-лидеры скидочных акций содержат значительное количество муки и растительного масла, цены на которые заметно снизились за прошлый год.
До покупателя это снижение цен доходит через частоту промоакций. Ну а снижение размера скидки отражает невысокую прибыльность категорий товаров, пришедших на смену прошлогодним промо-лидерам.
Финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев, комментируя результаты исследования, подчеркивает, что торговле нужна реализация товара. «К скидкам мы уже привыкли, их можно делать не такими радикальными – чтобы сразу на 40, 50, 60%. Но зато охватить ими широкую группу товаров, сделать акцию более массовой», – говорит эксперт.
Промо в нашей стране получили распространение, когда стало ясно, что рост доходов россиян из-за высокой инфляции не поспевает за розничными ценами в магазинах. И скидки хорошо поддерживают население, на продукты они бывают весьма существенными.
Уход с нашего рынка некоторых иностранных производителей после начала СВО спровоцировал слухи об отмене дисконта на продтовары. Об этом заявляли и российские компании, теряющие прибыли на волатильности рубля в минувшем году. Но, как утверждают авторы исследования, система скидок, хотя и с некоторыми изменениями, все-таки устояла.
Что не удивительно: учитывая случившийся за последний год взлет инфляции и падение реальных доходов населения, редкая семья не пользуется возможностью покупки товаров по сниженным ценам. Если бы не существовало скидок на продукты, многие давно пошли бы по миру.
Взять картошку, наш второй хлеб. Отечественные клубни в супермаркетах, по акции, продаются по 16-19 рублей за килограмм. Конечно, качество товара, мягко говоря, оставляет желать…Нужно выбирать хорошо сохранившиеся корнеплоды (что не удивительно – конец мая!), но грузчики не успевают насыпать картошку на прилавок, ее сразу сметают. А рядом лежат молодые египетские клубни, не по акции: 52-56 рублей. В четыре раза дороже – почувствуйте разницу!
Кофе в зернах 800 граммов стоит по акции 900-1200 рублей, без скидок – 1800-2000 рублей. Свинина с дисконтом продается на 30% дешевле, пакет молока 65-80 рублей, кто готов платить без скидок, пускай выкладывает 110 рублей… Но зачем платить больше, если там точно такое же молоко?!
– Я покупаю продукты только со скидками, – признается немолодая покупательница. – Да все приходят за скидками. Они бывают не каждый день и не на все продукты, но если почаще заходить в супермаркеты, обязательно купишь то, что нужно, – и по сниженным ценам.
– Может, скидки устанавливаются для тех товаров, которые похуже? – спрашиваю ее.
– Может, и так, – не спорит моя собеседница. – Но мне ни разу не попадался просроченный или какой-то сомнительный продукт. Торговля это дело хорошо организовала. Два дня назад из торговой сети пришла СМСка: скидки на сливочное масло. Купила две упаковки по 135 рублей, а вообще они по 190…
Здесь напрашивается закономерный вопрос: кто такой добрый, что продает нам, допустим, свиную шейку не по 450 рублей за килограмм, а по 350? Трудно поверить, что ради нас с вами торговля идет на прямые убытки, устраивая скидки, кешбэки и другие акции по привлечению покупателей. Нет, конечно, система скидок работает совсем не так.
– Свой урожай овощей я продаю через торговые сети, заключаю с ними контракт, – рассказал нам один крупный сельхозпроизводитель. – Объемы у меня большие, сети сразу ставят условие. Примут на реализацию весь мой товар, но 30% купят не по рыночной стоимости, а на 40% дешевле. Так как это социальные продукты и эти объемы пойдут по сниженным ценам. Такая практика распространяется на всех крупных товаропроизводителей. Вынуждены соглашаться, хотя несем большие убытки. У нас ведь тысячи тонн продукции, куда ее девать?..
Комментарии