Впервые в Москве немецкий скрипач и дирижер Рейнгард Гёбель сыграл три Бранденбургских концерта Баха с российским оркестром Pratum Integrum. 20 лет назад его интерпретация этого сочинения вызвала много споров. С маэстро пообщалась Анна Галинская.
Немецкому дирижеру Рейнгарду Гёбелю 67 лет, и у него фантастический запас энергии. Он прилетел в Москву за несколько дней до концерта, чтобы как следует познакомиться с оркестром. Pratum Integrum — российский коллектив, который ассоциируют с ураганными темпами и необычными интерпретациями. В этом они с маэстро Гёбелем очень схожи, ведь 20 лет назад его прочтение Бранденбургских концертов Баха вызывало бурные споры.
«Когда я был молод, я был безбашенным. Вообще-то я и сейчас такой, но по мне не скажешь. Моя интерпретация Баха на самом деле шокировала — у меня был очень быстрый темп. Но сейчас, как вы знаете, все изменилось. Мой учитель скрипач Сашко Гаврилофф даже как-то сказал, что совсем не ожидал, что мое исполнение изменит мир», — рассказал дирижёр, скрипач Рейнгард Гёбель.
В Москве звучат те самые Брандербургские концерты Баха. В 20-х годах XVIII века они были ультрапопулярными. Сейчас — не настолько, но тоже исполняются часто, несмотря на то, что нужны не только исторические инструменты, но и знания о технике исполнения барочной музыки.
«20 назад она была практически в моде. Всем было очень интересно, все хотели услышать много новой старинной неизвестно музыки. Сейчас аутентичное исполнение немного академизируется, оно немножко костенеет, и все больше становится частью музыкального мейнстрима», — рассказал художественный руководитель оркестра Pratum Integrum Павел Сербин.
Павел Сербин, худрук оркестра Pratum Integrum аутентичность сравнивает с грамотностью. А вот его коллега Рейнгард Гёбель уверен, что аутентичного исполнения вообще не может быть, хотя сам считается одним из лучших в этом деле.
«50% — это музыка на бумаге, то есть ноты. 25% — твой опыт исполнительства. Остается еще 25 — вот это уже твоя фантазия. Так работаю я. Я вам рассказал о собственном стиле. То есть, об аутентичном. Другому музыканту все это может быть и не нужно. Но то, что необходимо всем — это умение углубиться под поверхность звука, вытащить время, настрой», — рассказал дирижёр, скрипач Рейнгард Гёбель.
Визит маэстро Гёбеля в Москву этим концертом не ограничится. О своем отношении к барочной музыке и о своих взглядах на ее исполнение он расскажет на лекциях.
Комментарии