95 лет назад в Большом театре прошла премьера фильма «Броненосец „Потёмкин“». Новаторская лента Сергея Эйзенштейна произвела на зрителей колоссальное впечатление. О том, как делали революцию в кино расскажет Станислав Анисимов.
Не эти волны, а архивные материалы — протоколы, листовки, свидетельства — планировал показать в самом начале своего фильма Сергей Эйзенштейн, который хотел придать ленте «характер документа». Но от этой вводной сцены ему пришлось отказаться. Ведь историю о восстании матросов в 1905 году на корабле «Броненосец „Потемкин“» он пересказал по-своему.
«Одесса — реальная, Потемкинская лестница — реальная. К сожалению, броненосец „Князь Потемкин Таврический“ был уже не на ходу и был отправлен на утилизацию, поэтому снимали совершенно на другом корабле, который назывался „Двенадцать апостолов“», — рассказал историк кино, кинокритик Антон Мазуров.
Сходство было относительное. На макете броненосца «Потемкин», хранящемся в Музее современной истории России, видно — у корабля было три трубы. Одну Эйзенштейну пришлось достроить. Расположение орудий тоже не совпадало. Режиссер вспоминал, в ход пошли рейки, балки и фанера… и еще один корабль. Сцены с червивым мясом снимали на бронепалубном крейсере «Коминтерн». Вот как вспоминает об этом эпизоде участник восстания на броненосце «Потемкин», судовой кочегар Яков Скляров.
«Приходит дежурный офицер и говорит: кок, почему ты не даешь матросам борщ? Он говорит: матросы не хотят есть борщ, просят чаю. Он повернулся и пошел, заявил командиру Евгению Голикову. Командир приходит, тоже спрашивает: ребята, чего борщ не едите? А один отозвался из толпы: ешьте его сами, а мы будем хлеб с водой есть», — вспоминает Яков Скляров — судовой кочегар, участник восстания на броненосце «Потемкин».
Реальная история: корабль, который привез мясо для этого борща на «Потемкин», столкнулся с рыбацкой лодкой.
«Мясо, которое было закуплено, оно пролежало на палубе под палящим солнцем несколько часов, что, конечно, не способствовало сохранению качества продукта», — отмечает зам. зав. отделом научно-просветительской работы Музея современной истории России Александр Фролов.
Реальный бунт матросов с «Потемкина» отличался от бунта кинематографического, снятого Эйзенштейном.
Яков Скляров: «Мне одну руку захватил, я его толкнул, а сам пошел. И пошла стрельба. Восстание проходило не больше трех часов. А потом все успокоилось, офицеры вышли на палубу, им погоны поснимали, посадили в командирскую каюту. Я был первый часовой, их охранял. После этого пообедали кто чего, борщ выбросили этот».
Объединить участников восстания и свой фильм Сергей Эйзенштейн решил на первом показе картины «Броненосец „Потемкин“», который состоялся на торжественном заседании ВЦИКа, посвящённом юбилею революции 1905 года.
Идея, показать фильм здесь, в Большом театре, была революционной и, конечно же, она встретила сопротивление. Оркестр вообще отказался аккомпанировать картине. Музыканты гадали: ну, какая музыка может соответствовать эпизоду с тухлым мясом? Но Эйзенштейна это не остановило, он решил завершить показ «Броненосца „Потемкина“» по-настоящему сенсационным финалом.
В последнем кадре, когда нос корабля, надвигается на камеру, режиссер хотел разорвать экран надвое и открыть сидящих на сцене в президиуме реальных матросов с «Потемкина». Впрочем, их в Большой театр не позвали. А Эйзенштейн иронизировал: зря только оркестр уговаривали, его не было слышно из-за аплодисментов.
Антон Мазуров: «Нет, «Броненосец „Потемкин“» хроникой не стал, он стал именно канонической монтажной работой, которая используется всегда, когда хотят передать энергию, пафос, вот этот атомный взрыв, импульс революции».
В фильме «Броненосец „Потемкин“» Сергей Эйзенштейн не показал подлинную историю восстания, но создал его художественный образ, оставшийся в истории.
Комментарии