В Театре Моссовета — премьера. Режиссер Павел Пархоменко поставил комедию «Игроки». Как звучит «гоголевский смех» сегодня, спустя почти 180 лет после издания пьесы?
Классический текст — современные интонации. Так создатели постановки описывают этот спектакль. Гоголевский смех, фарс и диагноз современности.
«Для меня это про имитацию действительности. То есть здесь нет в этой пьесе ни одного положительного персонажа. Вообще. То есть врут все. Но это не является чем-то зазорным. Это норма. Это то, по каким внутренним законам живет общество», — считает режиссер Павел Пархоменко.
Актеры рассказывают: в процессе репетиций режиссер добивался от них импровизационного состояния. Для этого предлагал особые упражнения.
«Ты стоишь — и по хлопку тебе говорят: вы стул или вы тряпка для протирания. Или вы фонарный столб, вы — часы Жириновского. И вам надо монолог часов Жириновского придумать и потом его говорить, говорить, говорить. Потом хоп — меняются обстоятельства», — рассказал актер Олег Отс.
Чтобы история звучала злободневнее, на репетициях заменяли некоторые выражения, говоря про деньги, называли суммы, актуальные не для гоголевской эпохи, а для сегодняшнего дня. Но в итоге оставили оригинальный текст.
Митя Федоров, актер Театра Моссовета: «К современности мы идем не через какие-то простые приемы — там использование мобильных телефонов, еще что-то такое. Этого всего нет. И вообще есть такое ощущение, что тот трактир, та гостиница, в которой мы обитаем — она находится в каком-то мистическом месте и вообще висит в воздухе где-то посреди темной мглы и, может быть, и за счет этого тоже создается ощущение вневремения какого-то. То есть это как 200 лет назад, так и сейчас все остается, в общем-то, по-прежнему».
Режиссер Павел Пархоменко для этого спектакля сам создал декорации и костюмы. Про свои образы актеры говорят: это одновременно аскетично и модно.
«Я когда в первый раз увидел, сказал: ой, да это в принципе Гоголь. То есть это такой классический Гоголь. Жилетки очень того времени, как мне показалось, рубашки какие-то, сюртуки. То есть пиджак такой удлиненный. А когда сейчас вот нам пошили, кажется, они с одной стороны вроде простые. Но честно, вот я, например, я бы в своем костюме пошел бы спокойно», — признался актер театра Моссовета Марк Вдовин.
В сценографии и костюмах — черно-белая палитра. Режиссер объясняет, в этом спектакле ничто не должно отвлекать от актерской игры.
«По-хулигански дерзко, озорно, азартно, в первую очередь азартно. Потому что название обязывает. „Игроки“. Без азарта в игре невозможно. Вот этого и пытались добиться, чтобы все было как шампанское. Спектакль-шампанское», — отметил актер Михаил Филиппов.
Режиссер уверяет: Гоголь создал пародию, сюжет не стоит понимать прямо.
«И если мы говорим про имитацию действительности, то имитация она же ведь чем опасна — она опасна тем, что не существует ничего настоящего. Имитируется всё. Имитируется любовь, дружба, ценности, взаимоотношения. Но за этой имитацией ничего нет. Пустота. И в данном случае как бы эта история не про „жить“, а это история про „наживать“», — предполагает Павел Пархоменко.
Создатели спектакля считают: в современной реальности мы живем с постоянным чувством, что нам чего-то не договаривают. Так что почти каждый день испытываем почти те же чувства, что и герои гоголевских «Игроков».
Комментарии