Комитет Госдумы по финансовому рынку 1 июля опубликовал проект поправок в закон о лизинге. В частности, предлагается дать лизингополучателю право «обратиться к лизингодателю с требованием о передаче ему в собственность предмета лизинга полностью или его части без начисления неустоек», если с 24 февраля по 31 декабря 2022 года была увеличена ставка по договору лизинга. Ранее права выходить из договора в уведомительном порядке у лизингополучателей не было. «Стоимость предмета лизинга, выкупаемого досрочно, определяется в соответствии с договором или, если условия определения этой стоимости не предусмотрены договором, по соглашению сторон»,— говорится в тексте поправок.
Эксперты отмечают, что поправки отчасти запоздали. Ключевая ставка после резкого взлета планомерно снижается, ставки на рынке лизинга стабилизируются, а предложенная мера теряет актуальность, считает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. Так, если в марте, когда ставка ЦБ поднималась до 20%, ставки на рынке лизинга могли превышать 30%, то сейчас они опустились как минимум на 10 процентных пунктов (п. п.). Однако по-прежнему актуальны факторы, влияющие на стоимость лизинговых услуг, уточняет замдиректора АКРА Сурен Асатуров.
«Кредиторы продолжают консервативно относиться к лизинговой отрасли, видя риски, в частности, на фоне все еще не разрешенной проблемы дефицита предметов лизинга,— говорит господин Асатуров.— Естественным образом эти опасения отражаются в ставке финансирования, что в конечном итоге частично перекладывается на лизингополучателя».
Руководитель управления госрегулирования и комплаенс в «Альфа-Лизинге» Римма Иващук подчеркивает, что лизинговые компании (ЛК) поправки не поддержали. «Договоры лизинга в большинстве случаев уже содержат условия о выкупе, все условия были известны лизингополучателям при заключении договора»,— поясняет она позицию отрасли. Согласны с этим и другие участники рынка. Меры направлены на поддержку клиентов, но не на стабилизацию лизинговой отрасли, подчеркивают в крупной компании, их принятие может привести к массовым неплатежам лизингополучателей, которые будут уведомлять о выкупе объекта лизинга.
Вероятнее всего, поправки могут быть интересны розничному и среднему сегменту, считает другой собеседник в крупной лизинговой компании, в первую очередь — легковому и грузовому автотранспорту, оборудованию и специальной технике. «Таксисты некоторое время назад требовали внести изменения в закон, которые позволят им выкупать предметы техники»,— отмечает госпожа Иващук.
Эксперты отмечают, что причиной внесения поправок стали действия самих лизинговых компаний.
«Как представители МСБ, так и крупные корпоративные игроки могли столкнуться со случаями значительного повышения ставок со стороны лизингодателей в период резкого роста стоимости кредитов. Когда ставка Банка России выросла более чем вдвое лизинговые компании были вынуждены пересмотреть ставки, и как следствие, платежи для части лизингополучателей могли стать неподъемными. В этих условиях лизингодатели стали изымать имущество и продавать его по ставшим высокими из-за дефицита техники ценам, обеспечивая себе значительную маржу»,— уточняет Руслан Коршунов.
С одной стороны, предлагаемые меры помогут лизинговым компаниями «разгрузить» портфели от клиентов, которые не способны платить лизинговые платежи. В начале года рынок наблюдал ухудшение качества лизингового портфеля (см. “Ъ” от 9 марта), поправки помогут избежать усугубления ситуации, полагает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. С другой стороны, для лизинговых компаний минус этих поправок состоит в сокращении активов. В пессимистическом сценарии, отмечает эксперт, лизинговый портфель может сократиться на 5–10%.
Комментарии