Третьяковская галерея в марте открывает большую выставку Ильи Репина. Генеральный спонсор экспозиции ‒ банк ВТБ. Проект называют одним из самых ожидаемых событий года.
На фотографиях – рама к картине Ильи Репина «Царица Софья» до реставрации. Почерневшая от грязи и пыли, с утраченными элементами резьбы и лепнины она буквально рассыпалась. Это авторская рама, то есть та, которую Репин лично подобрал для своей работы. С XIX века ее ни разу не реставрировали. Хотя в планах это было давно. «Царица Софья» уже несколько десятков лет экспонируется в современном багете.
«Сложность этой рамы заключается в том, что все, что человек придумал для художественных рам, все используется: от лепнины, литье, золочение. Судьба наших рам очень сложная – их пришлось перевозить во время Второй мировой войны. Видимо, рама подмокла, столярный клей подмок, произошло расслоение. Это было самое сложное», ‒ говорит художник-реставратор Третьяковской галереи Владимир Клепов.
Репин не заказывал рамы по собственным рисункам, как делали многие художники. Выбирал по своему вкусу из имеющихся в мастерских образцов. Его не раз критиковали за то, что обрамление картин не вполне соответствует их содержанию. Илья Ефимович на подобные замечания отвечал: «Действительно, в рамах мне не везет». Однако ничего не менял. Одна из самых богатых – к монументальному полотну «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». На реставрацию этой «царь-рамы», как ее называют, ушло более двух лет.
«Утрата была золочения на картуши: обращение царя. Разработали технологию, как восстановить золото, чтобы все надписи остались родными», ‒ добавил Владимир Клепов.
Выбрать правильную раму для Репина было так важно, что если в мастерской не успевали к сроку, он не отправлял картину на выставку. Так случилось в 1878 году, когда Репин задержал свои полотна к открытию VI Передвижной выставки. У реставраторов Третьяковской галереи такой возможности нет. К предстоящей экспозиции Ильи Репина за месяц они должны успеть отреставрировать десятки рам и полотен.
«У меня сейчас автопортрет Ильи Ефимовича Репина 1878 года. Он был под желтым лаком потемневшим. У него очень разной фактуры живопись, где-то очень легко уходит, а где-то приходится с помощью скальпеля выбирать между фактурой кисточки», ‒ пояснила художник-реставратор Третьяковской галереи Татьяна Серегина.
Выставка откроется в марте. Она займет три этажа здания на Крымском Валу, где покажут более 300 картин и рисунков Репина.
Комментарии