Всероссийскому музее декоративного искусства в этом году исполняется 40 лет. Его коллекция объединила произведения декоративно-прикладного искусства России XVIII-XX веков и продолжает пополняться до сих пор.
Светильник, созданный на 3D-принтере, уже вошел в фонд предметного дизайна, получив гран-при на конкурсе «Придумано и сделано в России». Победители этого проекта автоматически попадают в коллекцию Музея декоративно-прикладного искусства. Так было и с «Красными куклами» – из множества предметов, присланных на конкурс, экспертное жюри выбрало именно эти деревянные игрушки. Так начал формироваться первый в России государственный фонд предметного дизайна.
«Нам интересно то, что вырастает. Мы готовы это собирать, хранить, изучать, передавать потомкам. Но и в нашем сегодняшнем дне это вызывает огромный интерес, поскольку это востребовано, это интересно и во многом это уже успешно», – сказала директор ВМДПНИ Елена Титова.
Еще несколько десятилетий назад многих художников унижало, когда их творчество называли «предметным дизайном», а их самих – дизайнерами. Сегодня ситуация изменилась, но все равно границы между искусством и дизайном остаются размытыми. И это – определенная сложность в формировании нового фонда.
«У нас есть определенная процедура, как вещи попадают – если вы хотите подарить нам предмет в музей, мы очень будем этому рады, но мы не сможем просто взять у вас этот предмет. Он должен пройти экспертизу, что действительно мы признаем музейную ценность», – рассказала заведующая Центром моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Логинова.
Формирование фонда предметного дизайна – процесс новый, а потому непростой. В планах – собирать то, что было придумано в XX веке и в начале XXI. Упор – на авторские, штучные предметы, но и тиражные в коллекции могут появиться. Если это работы инновационные, созданные по новым технологиям или несущие какую-то небанальную идею.
«Это домашняя информационная машина «ДИМ». Это прообраз умного дома. Большинство людей полагает, что это было придумано в Америке. А нам очень ценно, что это было придумано в СССР в 1968 году. Она состоит из множества разных деталей – колонок, дисплея. Поскольку это реконструкция, это нерабочая модель, но тем не менее», – подчеркнула заведующая Центром моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Логинова.
Помимо информационной машины, реконструировали металлические торшеры Александра Родченко 1917-го года. Он спроектировал их для кафе «Питтореск», где собирались футуристы. Впервые в истории воссоздали стеллаж «Ракета» 1961-го года. Красное дерево, береза, черная эмаль – пример стиля, долговечности и функциональности. Пополнился фонд и предметом современного искусства – стеклянной вазой, которую выдували традиционным способом, затем Анатолий Журавлев ее гравировал. За образец брал уличные граффити.
«В историческом контексте если брать, это очень хорошо для художника иметь работы в музеях, потому что то, что уходит в частные коллекции многие вещи пропадают, растворяются, уходят на аукционы в какие-то другие места, а когда вещь оказывается в музее, у тебя есть чувство, что она проживет еще долго», – отметил художник Анатолий Журавлев.
Для коллекции музея вазу купил меценат, пожелавший остаться неизвестным. Так, по крупицам, по единичным предметам, начинает формироваться новый фонд предметного дизайна. Это начало процесса, который, в идеале, должен быть бесконечным.
Комментарии