«Мазепа» — премьера в Большом театре. Оперу Чайковского поставил Евгений Писарев. У режиссёра большой опыт работы с камерными комическими операми а за крупную историческую драму он взялся впервые.
Нового «Мазепу» в Большом называют оперным блокбастером. Почти четыре часа истории, с реальными героями и событиями.
Туган Сохиев, главный дирижёр-музыкальный руководитель Большого театра, заслуженный артист России: «Мы сегодня попытались рассказать эту историю так, как нам кажется сегодняшний зритель смог бы современно и очень сочувственно увидеть прежде всего историю, которую Петр Ильич почерпнул у Пушкина».
Режиссер Евгений Писарев партитуру Чайковского не купировал — сыграл со временем. Из XVIII века бросил персонажей в XX. Провел через Полтавскую битву, Первую мировую, гражданскую, Великую Отечественную войны.
«Как бы хорошо не играли и не пели артисты в костюмах 1709 года — это для нас остается декоративной историей. Мне кажется, что и тема самой оперы, и сюжет, который там происходит, мне хотелось это приблизить к себе. Рассказать больше о тех людях, о которых я знаю», — признался режиссер.
Рассказать о людях, которых знают, Писареву помогли художники Зиновий Марголин и Ольга Шаишмелашвили. Она сделала пятьсот костюмов — от платьев, шинелей, черкесок до военной амуниции. «Это обмундирование для новобранцев, для первого акта. Все подробно изучено и сделана почти реконструкция историческая. Причем вещи музейного качества».
Оружейник Максим Горбатов готовит сабли, пистолеты, автоматы. У каждой эпохи свой аргумент силы. «Сердюки мазеповские, личная охрана, у них персидские сабли, прямо по оригинальной сабле».
Главный герой — гетман запорожского войска Иван Мазепа вошел во все учебники истории, как изменник, заключивший тайный союз со шведами и предавший русского царя Петра I. Образованный и честолюбивый, он знал восемь языков. Мечтал о собственном престоле. Полюбив свою крестницу Марию, семидесятилетний Мазепа, казнил ее отца за донос и отказ отдать в жены дочь.
Эльчин Азизов проведет своего героя через эпохи. Сменит три костюма — создаст три образа. «Каждый костюм — это Мазепа просто в разном времени, разных состояниях, в разном мироощущении», — рассказал солист оперной труппы Большого театра Эльчин Азизов.
На сцене все время война. В финале — разбитый автобус с горящими фарами в разрушенном городке. Сумки челноков и никому ненужные вещи. Мазепа, которого не отличить от современных людей. Все потерявший — дом, любовь, веру, честь.
Комментарии