Развитие Интернета, компьютеризация домохозяйств и повсеместное распространение смартфонов привели к формированию новых привычек как в сфере услуг, так и в медиапотреблении. Сегодня с помощью несложного поискового запроса в Интернете можно найти все что угодно, а телеграм-каналы, социальные сети и другие «новые медиа» постепенно занимают позиции привычных газет и журналов. Чтобы успеть в ногу со временем, традиционным СМИ приходится быстро переориентироваться, внедряя все больше современных технологий и форматов в свою работу. Как эта трансформация влияет на конечных потребителей, что такое «новые медиа» и чего ждать индустрии коммуникаций в ближайшем будущем
Новые медиа
«Новые медиа (англ. New media) – термин, который в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей контента с потребителями для обозначения отличий от традиционных средств массовой информации, таких как газеты, то есть этим термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций. Конвергенция и мультимедийные редакции стали обыденными элементами сегодняшней журналистики» – такое определение новым медиа дает свободная энциклопедия «Википедия».
Принцип работы новых медиа прост – это интерактивность. Всего несколько десятков лет назад коммуникация с аудиторией осуществлялась в одностороннем порядке без какой-либо обратной связи. Теперь же каждый может не только прокомментировать сообщение, но и предложить собственное, повлияв на инфополе. Соответственно, с развитием новых медиа в обществе полностью поменялась модель коммуникаций и способ общения людей друг с другом.
«Новые медиа я трактую по Генри Дженкинсу. Он говорил о том, что современный медиаконтент отличается от медиапродукта до начала 90-х, что в нем нет четкой грани между создателями и потребителями контента. То есть теперь создать контент может кто угодно, и кто угодно может дать обратную связь, роль пользователя растет», – говорит медиапедагог Елизавета Мусина.
По мнению же руководителя Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Игоря Молодцова, понятие «новые медиа» нужно рассматривать с точки зрения экономического аспекта, а не коммуникации.
«Со стороны экономики суть новых медиа – в появлении новых бизнес-моделей, не характерных для традиционных медиа, то есть не рекламно-дистрибуционных», – поясняет спикер.
Молодцов добавляет, что на сегодняшний день государственное регулирование немного отстает от эволюции медиа.
«Мы находимся в младенчестве законотворчества по отношению к цифровой среде в целом. Не только к платформам и соцсетям. Общие тенденции здесь – ужесточение модерации, например, сложно проследить. Технологическому взрыву в этой сфере всего лет десять, поэтому пока мы просто учимся, как с ними быть», – комментирует он.
Клиповое мышление или многозадачность?
Как поясняет Молодцов, первое место в современном медиапотреблении принадлежит видео. В этом формате сейчас доминируют короткие вертикальные видео, несмотря на то что профессионального сериального и киноконтента также становится все больше. Этот тренд подтверждается не только успехом многих платформ с короткими роликами, но и тем, что даже сайты, не сконцентрированные на видеоконтенте, все чаще в качестве инструментов добавляют просмотр именно вертикальных видео. Тем не менее спикер не согласен с тем, что «мода» на короткие видео говорит о том, что мышление пользователя стало более фрагментарным и неспособным воспринимать длинные текстовые или аудиовизуальные сюжеты.
«Мне не попадалось серьезных исследований, насколько длина сообщений влияет на восприятие, которые бы эту тенденцию, как клиповое сознание, подтверждали. Это все страшилка, которой пугают в научно-популярной литературе. А что попадалось – это исследование по мультиканальному потреблению. Это, возможно, дает основание людям, не особо глубоко вникающим, предполагать, что, если одновременно слушать радио, читать Telegram и слушать, о чем тебе мама говорит (что умеют делать молодые люди), – сформируется клиповое мышление. Но это не так», – говорит Молодцов.
«Клиповое мышление – это не новый феномен. Он появился в начале 2000-х, тогда на часто сменяющиеся картинки была мода. Но сейчас клиповость – это лишь способ разгрузки для нашего мозга, которая не зависит от возраста пользователя. Как я уже говорила, молодежь, наоборот, все чаще выбирает большие формы с целью познания. В тот же момент сейчас все чаще проявляется такая вещь, как фоновое прослушивание. Когда человек на фоне включает какое-то интервью и делает домашние дела. Причем, удивительно, как я вижу по своим ученикам, таким образом полученная информация остается у них на подкорке», – поддерживает коллегу Мусина.
Комментарии