Американские ученые нашли возможную причину того, почему «Соната для двух фортепиано в ре мажоре № 448» Моцарта снижает частоту приступов у больных эпилепсией людей. Когда нейрофизиологи давали послушать это произведение больным эпилепсией, у тех менялась активность коры лобных долей: в ней уменьшалась частота эпилептических паттернов и возникал тета-ритм. Исследователи считают, что прослушивание сонаты Моцарта № 448 активирует в мозге нейрональные сети, которые связаны с позитивными эмоциями от музыки, а это снижает эпилептическую активность. Работу опубликовали в Scientific Reports.
Исследования уже не раз показывали, что у классической музыки есть терапевтический эффект, например, она может улучшать память. Прослушивание же «Сонаты для двух фортепиано в ре мажоре № 448» Моцарта снижает количество эпилептических приступов. При этом «лечит» только оригинальное произведение: канадские нейрофизиологи показали, что если убрать характерный ритм из сонаты, то ее терапевтический эффект пропадает. Тем не менее, остается еще много неизвестного об этом феномене. Например, какая длительность музыкального отрывка оказывает благотворное воздействие и как именно соната влияет на мозговую активность.
Американские нейрофизиологи во главе с Барбарой Джобст (Barbara C. Jobst) из Медицинской школы Гейзеля решили найти механизм, благодаря которому «Соната для двух фортепиано в ре мажоре № 448» снижает частоту эпилептических приступов. Они набрали в исследование 16 человек с устойчивой к лечению эпилепсией. Сначала медики посмотрели, как меняется мозговая активность при прослушивании отрывков сонаты разной длительности. Для этого они разделили людей на две равные группы: одна прослушивала сонату в течение 15 секунд, а вторая в течение 90 секунд. Во время исследования участникам измеряли мозговую активность с помощью электроэнцефалографии. На электроэнцефалограммах врачи искали паттерны, характерные для людей с эпилепсией вне приступа.
В группе, которая слушала «Сонату для двух фортепиано в ре мажоре № 448» в течение 90 секунд, частота возникновения эпилептических паттернов значительно уменьшилась по сравнению с периодом до звучания музыки (p = 0,0013). Прослушивание сонаты в течение 15 секунд значимых изменений мозговой активности не вызвало.
В большей степени соната Моцарта модулировала активность лобной коры. Исследователи объясняют это тем, что лобная кора участвует в формировании эмоциональных реакций. Кроме этого, прослушивание «Сонаты для двух фортепиано в ре мажоре № 448» вызывало у испытуемых тета-ритм. В предыдущих исследованиях возникновение тета-ритма связали с позитивным эмоциональным ответом на музыку.
Джобст с коллегами считают, что прослушивание «Сонаты для двух фортепиано в ре мажоре № 448» Моцарта активирует в мозге нейрональные сети, которые связаны с позитивными эмоциями от прослушивания музыки. Активация этих сетей снижает эпилептическую активность в мозге. Нейрофизиологи считают, что прослушивание сонаты Моцарта № 448 может помочь пациентам с эпилепсией, устойчивой к лечению препаратами.
Мозг людей, больных эпилепсией, отличается от мозга здоровых людей не только своей активностью, но также и строением. Такую закономерность обнаружили британские медики, изучив мозг двух тысяч пациентов. Оказалось, что мозг при эпилепсии отличается от здорового меньшей толщиной слоя серого вещества и уменьшенным объемом различных структур.
Комментарии