Несовершеннолетний — это лицо, которое достигло 14 лет, но не достигло 18 (младше 14 называются «малолетними»). Если подросток попадает в поле зрения правоохранителей, то здесь требуется особенный подход. При этом неважно, какую именно роль в уголовном процессе играет несовершеннолетний — подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель.
Чем же отличаются следственные и судебные действия в отношении подростка?
1. Подозреваемый и обвиняемый обязательно должен иметь адвоката. По закону, взрослый человек вправе отказаться от юридической защиты и воспользоваться правом самозащиты, но это не распространяется на несовершеннолетних, которым необходимы услуги адвоката по уголовным делам. В силу возраста они еще не в состоянии в полной мере отвечать за свои поступки, поэтому защитник здесь обязателен. Обычно этим занимаются родители или опекуны подростка, но если они самоустраняются, то ему назначается бесплатный адвокат. То же самое делается и в отношении сирот и воспитанников детских домов.
2. При допросе должен присутствовать педагог, то есть лицо, имеющее специальное образование и квалификацию. Он обязан следить за тем, чтобы права несовершеннолетнего не нарушались, чтобы следователь и иные участники уголовного процесса не давили на него.
3. По желанию подростка могут присутствовать и его родители, однако если он не хочет давать показания (это касается обвиняемого), то вправе отказаться от этого и не свидетельствовать против себя.
Все эти меры предосторожности связаны, прежде всего с возрастом и психическим развитием. Как и учителям, юристам приходится учитывать особенности подростковой психики, ее незрелости, а порой и расшатанности. Несовершеннолетние отличаются излишней эмоциональностью, грубостью, неумением идти на контакт, скрытностью, замкнутостью, нежеланием откровенничать, вспышками гнева. В некоторых случаях они даже склонны к демонстративной попытке самоубийства — начинают угрожать, что выпрыгнут из окна, подбегают к нему, открывают, высовываются туда, громко кричат, зовут на помощь.
К сожалению, методы «выбивания» признательных показаний в российской полиции очень хорошо известны. Но одно дело, когда это применяется в отношении взрослого человека (хотя это ничуть не оправдывает некоторых «оборотней в погонах»), но в ситуации с подростком все может кончиться более чем плачевно, например, суицидом в камере. Поэтому педагог обязан остановить допрос при первых же попытках чего-то похожего и сообщить куда следует.
Если несовершеннолетний проходит обвиняемым по уголовному делу, то обязательно досконально изучить все особенности его жизни:
1. Состав семьи — полная или неполная, есть ли другие родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди) или дети (братья или сестры).
2. Материальное положение — обеспечивают ли взрослые всем необходимым, есть ли еда, одежда и обувь для ребенка, даются ли карманные деньги, не заставляют ли школьника работать. То же самое касается старших членов семьи — не являются ли они безработными, зарабатывают ли достаточно, не злоупотребляют ли алкоголем.
3. Психологическая обстановка. Это, пожалуй, самый сложный и интересный пункт. Допустим, с точки зрения финансового обеспечения семья не бедствует, отец с матерью занимают хорошие должности и являются уважаемыми людьми. Но при этом они морально издеваются над детьми — оскорбляют, поднимают на них руку, унижают, провоцируют скандалы и конфликты, выгоняют из дома, попрекают куском хлеба. Часто именно в такой обстановке подростки и нарушают закон — пытаются убить кого-то из токсичных родителей, крадут семейные деньги, выносят из дома ценности, начинают употреблять наркотики.
Таким образом, любое судопроизводство, а особенно уголовное при участии несовершеннолетних — это очень ответственное и энергозатратное дело. В некоторых случаях подсудимым и вовсе нужны психологи и психиатры, потому что экспертиза признает их невменяемыми, например, из-за длительной психотравмирующей ситуации. Нередки и убийства отцов или отчимов, насилующих подростков. Поэтому тут и от следователя, и от судьи, и от прокурора с адвокатом требуется деликатность и выдержка, дабы установить, что на самом деле произошло и каковы были мотивы юного преступника.
Автор: Рамаз Алферов
Комментарии