Валентин Серов прожил внешне очень размеренную жизнь. Учился – работал – счастливо женился. Однако внутренняя жизнь Серова была необычайно насыщенной. Представляем несколько фактов о творчестве художника, которые по-новому раскроют его талант:
Физиономист
Валентин Серов был одним из лучших портретистов своего времени. Правда, многие опасались ему позировать, ведь художник видел то, что люди пытались скрыть. На портрете наследника гигантского состояния, шестнадцатилетнего Феликса Юсупова, которого Серов за глаза называл «графчиком», многие разглядели самодовольство, капризность, а то и порок светского баловня, бисексуала и будущего убийцы Григория Распутина. На портрете два персонажа – Юсупов и его мопс Клоун, — такой же своенравный, как хозяин. Художник настоял, чтобы собачка была на портрете, уверяя, что именно «это лучшая его модель».
Придворный живописец
Парадоксально, но именно Валентин Серов, крайне независимый в своем творчестве, около десяти лет был придворным живописцем последнего русского царя. Его даже допустили на коронацию Николая II в Успенский собор. Правда, работа так и осталась эскизом – сановникам не понравилось слишком приземленное и совсем не торжественное изображение таинства. Даже фигура императора, отодвинутая в край композиции, не сразу различима. А знаменитый портрет Николая II дался Валентину Серову непросто. Работа продвигалась с большим трудом, и художник решил отказаться от заказа. Государь, услышав это, с неподдельной грустью сел за стол. Только тогда Серов увидел образ императора: мягкость, интеллигентность и слабость последнего русского царя.
Кровавое воскресенье
В 1905 году Валентин Серов оказался свидетелем расстрела рабочих в Петербурге – злополучное Кровавое воскресенье. Прямо у Академии художеств на Васильевском острове отряды пехоты и кавалерии преградили путь мирному шествию. «То, что пришлось видеть мне из окон Академии художеств 9 января, не забуду никогда, – писал Серов. – Сдержанная, величественная, безоружная толпа, идущая навстречу кавалерийским атакам и ружейному прицелу – зрелище ужасное». Практически с натуры Серов написал картину «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».
Новый стиль
В конце нулевых годов XX века Валентин Серов все дальше уходил от реалистического искусства передвижников. С одной стороны, он был увлечен античной архаикой, даже побывал на раскопках Кносского дворца на острове Крит. С другой, все больше тяготел к модернизму. Апофеозом нового стиля стал двухметровый портрет Иды Рубинштейн. В балерине, исполнявшей на Дягилевских сезонах партии Клеопатры и Шахеразады, Серов разглядел «стихийный, подлинный Восток», который и выразил новыми средствами. Художник деформировал тело, удлинил руки и ноги, лишил фигуру плоти. Современники не оценили живописные эксперименты Серова, требовали удалить эту насмешку над искусством. И даже учитель Валентина Серова Илья Репин сказал о картине: «Гальванизированный труп!»
Комментарии