Выставка работ Владимира Янкилевского в Московском музее современного искусства подготовлена к 80-летию со дня рождения художника, он совсем немного не дожил до своего юбилея. Янкилевский – яркий представитель русского нон-конформизма.
Владимир Янклевский был активным участником художественной жизни 60-80 годов. Был в числе тех, кто выставлялся в «Манеже» в 62-м. Эту выставку тогда громил Хрущев. В конце 80-х Янкилевский уехал за границу – сначала в Германию, потом в Америку, в последнее время с супругой жил во Франции. Ольга Турчина, куратор выставки, побывав в парижской мастерской художника, привезла уникальные работы, которые до этого никто не выставлял – подложки с рабочего стола Янкилевского.
«Эти образы выплывают прямо из самого подсознания художника. На этих листах виден живой процесс. Вот здесь заляпано краской, какие-то вкрапления от кисти, где-то кружочки от чашки кофе», – комментирует куратор выставки Ольга Турчина.
Художник-нонконформист всю жизнь осмыслял человеческое бытие и переводил его на свой язык знаков и символов. Он сталкивал противоположности: мужское и женское, внешнее и внутреннее, жизнь и смерть.
«Эта работа сделана в 63-м году, это год рождения нашей дочери, этот триптих посвящен мне. Потому что это событие великое в нашей жизни. И мало кто распознает, что женщина держит на руках ребеночка, почему-то все считают, что это декоративный элемент», – говорит вдова В. Янкилевского Римма Янкилевская.
Владимир Янкилевский искал свой идеальный образ вечной женственности через миф о Данае. Мужчин изображал преимущественно на портретах, в профиль, часто писал себя, старался не делать просто копии – картины должны быть живыми.
«Янкилевский старался изобразить дыхание, слух: если ухо, то оно должно слышать, человек дышит, чувствует, все органы чувств должны работать», – поясняет куратор выставки Ольга Турчина.
Серия офортов «Мутанты» показывает, как меняется человек под воздействием жизненных ситуаций. Художник нашел для себя самую яркую форму выражения – триптих.
Владимир Янкилевский с юности стремился к запрещенным художественным приемам: освобождался от классической рутины, экспериментировал с формами, искал свой пластический язык, обращался к беспредметному. И вдохновлялся тем, что возникало на пересечении метафизики и сюрреализма.
Комментарии