Поставки нефти из РФ сократились на 54% (1,86 млн баррелей в сутки) после двух недель действия ценового потолка в $60 за баррель, вступившего в силу 5 декабря. Как пишет Bloomberg, отчасти ситуация связана с техработами на нефтяном терминале в порту Приморск на Балтийском море: за неделю груз оттуда отправлялся лишь трижды, тогда как обычно бывает около восьми рейсов. Аналогичная картина наблюдается и в других портах. Например, в Находке на Дальнем Востоке на прошлой неделе загрузились только два танкера, хотя в последние три месяца было по восемь в неделю. То есть этот судовой трафик утратил прежнюю плотность.
«Слишком мало времени прошло, чтобы судить о долгосрочных последствиях санкций, — говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Но определенный эффект уже налицо. С одной стороны, сокращение экспорта обусловлено чисто техническим фактором — ремонтом в порту Приморск на Балтике. Вместе с тем объемы отгрузок в дальневосточных портах упали явно по причине установленного Западом ценового потолка. Дело в том, что на Балтике российское сырье (сорт Urals) может экспортироваться по цене $40-50 за баррель, тогда как в Приморске отгружается нефть ESPO, стоимостью выше $60. Везти эту марку из России уже отказались компании из КНР и Греции».
Судя по всему, рассуждает Деев, эффект от санкций будет нарастать, а переломить его можно лишь за счет предоставления большего дисконта покупателям. И даже если физические объемы экспорта снизятся ненамного, доходы компаний-поставщиков и федерального бюджета упадут ощутимо. Поскольку есть разница: продавать нефть по $60 или по $40. К тому же с нового года сильно увеличена налоговая нагрузка на сектор в части НДПИ. Соответственно, России не миновать роста дефицита бюджета примерно до 5 трлн рублей, то есть сверх запланированных правительством 2% в 2023 году (2,9 трлн рублей). Ко всему прочему производство нефти в стране в следующем году может снизиться на 1-1,5 млн баррелей в сутки (от текущего уровня в 10 млн баррелей).
«Статистика за одну неделю недостаточно репрезентативна, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — Во-первых, существуют разовые, кратковременные обстоятельства, связанные со сроком планирования морских грузоперевозок, с погодными условиями и прочими моментами. Не исключено также, что со вступлением в силу санкций (в виде эмбарго и потолка цен) часть перевозок осуществляется полулегально, не соблюдается в полной мере условие подачи танкерами оповещающих сигналов. В любом случае России понадобится время, чтобы дополнительно привлечь покупателей, перевозчиков, страховщиков».В целом, по различным оценкам, физические объемы отечественного экспорта нефти могут сократиться в перспективе на 20-25%. Но еще важнее фактор дисконтов, которых требуют покупатели. Скидки доходят до трети, а то и половины от эталонного сорта Brent (сейчас стоит под $80 за баррель). На доходах экспортеров и бюджета РФ от продажи нефти негативно сказываются и увеличение транспортного «плеча» доставки в азиатские страны вместо европейских, повышение стоимости фрахта. Чтобы оценить масштабы потерь, нужно подождать хотя бы несколько месяцев. Тем болеечто с 5 февраля заработает европейское эмбарго на морские поставки нефтепродуктов (с 5 декабря — только сырой нефти), напоминает Гойхман.
«Резкое падение экспортных поставок обусловлено неопределенностью переходного периода: из-за санкций страховщики не страхуют суда с российской нефтью, потребители отказываются заключать новые контракты, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Рынки явно взяли паузу, поскольку не понимают, как будут складываться цены на сырье из РФ, как теперь его доставлять морем… Ситуацию осложняет и отсутствие внятной реакции официальной Москвы на ценовой потолок в $60 за баррель, никакого официального ответа на него пока нет. Неопределенность может затянуться как минимум до 19 января, когда истекают сроки поставок по контрактам, заключенным до 5 декабря».
Комментарии