В коротком метре победила «Музыка летней ночи» Александра Васильева, который также получил награду за сценарий. Его герои куда-то мчатся по ночному шоссе, а случайным попутчиком оказывается Смерть — классическая, с косой. Фильм принес награду в номинации «Актер» Александру Баширову, голосом которого говорит один из героев. Чудо, что он вообще появился на церемонии, приехав из Петербурга. Вручение проходило в «Школе современной пьесы», а потому одну из наград вручала актриса этого театра Татьяна Веденеева.
«Когда я впервые озвучивала мультфильм, диснеевский «Храбрая сердцем», единственное, что я могла видеть на экране, — это губы королевы, которую я и озвучивала, иногда ее лицо без волос. Мне не показывали, как моя героиня выглядит, чтобы я накануне мировой премьеры не могла выдать никакой тайны. Тогда я впервые поняла, какое это сложное дело — озвучивание кино и мультфильмов особенно», — говорила Веденеева.
Актерская номинация была сильной. Помимо Александра Баширова в ней были представлены: Виктор Сухоруков, герой которого искоренял в себе «всякую львятину»; Константин Хабенский, впервые актер «Смешариков», отмечающих 20-летие; Михаил Черняк и Галина Стаханова, дебютировавшая в игровом кино еще в «Девчатах» в 1961 году. На «Икаре» она представляла два мультфильма — «Капустное чудо» и «Бабугли». Худрук «Икара» Сергей Капков преподнес ей цветы прямо в зале. А она в ответ взволнованно говорила: «Я счастлива, что попала в номинацию».
Счастливый лауреат Александр Баширов обратился к Стахановой: «Галина, ну такая жизнь. Я-то не актер. Я режиссером бываю просто от безысходности. Лучшее, что я видел в своей жизни, — это Леонов, озвучивший Винни-Пуха». Для меня самое главное — то, что мультипликаторы творят бессмысленно… Я в этом анимационном фильме («Музыка летней ночи») просто помог парню и бессмысленно потратил свое время. А вы получили удовольствие. Единственное, что у нас есть в этой жизни, — возможность реализовать себя».
За всю историю премии только Евгений Цыганов, приглашенный вручать награду, попросил прислать ему все мультфильмы, посмотрел их вместе с детьми, отдавшими свои голоса «Смешарикам». На церемонию Евгений пришел с 15-летней дочкой Софией. Он поблагодарил мультипликаторов за их труд «как многодетный отец и как выросший ребенок» и вручил награды в номинациях «Аниматор» Анастасии Лисовец — за «Галочку» и «Персонаж», и Юлии Евдокимовой — за «Волка думающего».
«В детстве, засыпая, я говорил родителям: «Боюсь, что приснятся кошмары», — вспоминал Цыганов. — А они советовали: «Представь что-то хорошее». Я пытался представить героев мультфильмов. Дальше стали возникать вопросы: «Что должно происходить с людьми, которые остаются в этом мире снов и волшебства?» Теперь меня беспокоит вопрос: плохо ли закончил Икар? Или обычно, как все остальные? Разница, наверное, заключается в том, что у него был полет. Мой мастер Петр Наумович Фоменко, когда что-то не получалось, говорил нам: «Ребят, программа полета есть — полета нет». У Икара, наверное, было ровно наоборот».
Собственно, это был ответ Александру Адабашьяну, вручившему чуть раньше награду «Мастер» художнику Игорю Макарову («Ограбление по…», «Пес в сапогах», «Очень синяя борода»). На сцене он поделился сомнением: «Не знаю, почему премию назвали «Икаром»? Насколько я помню, Икар плохо кончил».
Лучшим полнометражным фильмом стали «Три кота и море приключений» Дмитрия Высоцкого. Сам он не смог приехать из Петербурга, поскольку работает над продолжением картины. Лучшим режиссером назвали Максима Куликова, которому досталось немало пинков от мастеров за его «Уважаемых пассажиров». Герои фильма, а это в миниатюре вся страна, куда-то мчатся в 72-м поезде. В переполненных плацкартных вагонах — десантники, распивающие водочку со старушкой, похожей на Смерть; дети, устроившие пожар; кокетливые дамы и прожорливый мужчина, превративший купе в мясную лавку…
В номинации «Дело» (прикладная анимация) лидировали «Маленькие истории большого завода» Ивана Ханжина — социальный проект о детях, чьи родители работают на одном из уральских заводов.
Артем Фадеев стал рекордсменом по числу номинаций за десятилетнюю историю «Икара». Их было 12 в категориях «Композитор» и «Звукорежиссер». Теперь Артем стал лучшим звукорежиссером за «Омичку» и «Хармса». А лучшим композитором назван самый юный лауреат «Икара» прошлых лет Марк Скворцов. Свою первую награду он получил в 18-летнем возрасте, написав музыку к фильму «Уточка и кенгуру» своей мамы Лизы Скворцовой. Теперь у него второй «Икар» — за «Не включайте свет». «Ко мне редко приходит вдохновение, — признался все еще самый молодой лауреат (ему 22 года). — Обычно это происходит, когда я хорошо трапезничаю. Моя мама приготовила картофельный гратен, а тетя — салат, и все случилось». Взрослые коллеги присвоили ему разряд «Меню вдохновения».
Комментарии