С Шукшиным вообще не все так просто. Со временем становится понятной уникальность этой фигуры не только в отечественном, но и в мировом масштабе. Это в самом деле удивительно: он был равновелик себе и как писатель, и как режиссер, и как актер. Невозможно сказать, в какой из этих трех ипостасей он достиг наибольшей вершины, в чем он наиболее значителен для русской культуры. Эти три составляющие Шукшина нельзя разделить, нельзя говорить о них в отдельности. Нельзя сказать, что проза Шукшина — это одно, его кинематограф — другое, а актерское искусство — что-то третье. Его кинематограф насквозь литературен, его фильмы — «Живет такой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» и другие — не только смотрятся, но и прочитываются как литературные произведения. Его рассказы и повести — это готовые сценарные работы, а некоторые из них — например, «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» — и являются таковыми. И наконец в своей актерской игре он воплощал в сущности один образ, только в разных лицах — образ русского человека в его разных социальных ролях, от председателя колхоза («Когда деревья были большими») до бывшего уголовника («Калина красная»).
Феномен Шукшина мы будем разгадывать еще долго и, наверное, до конца никогда не разгадаем. И «Шукшинские дни на Алтае» — это всегда попытка приблизиться к пониманию этого загадочного феномена в разных его проявлениях.
Фестиваль открывался кинофестивалем, но первыми на красной дорожке перед Театром драмы города Барнаула прошли писатели: ваш покорный слуга, Василий Авченко из Владивостока, Игорь Корниенко из Ангарска, Михаил Тарковский из Красноярска, Михаил Павлов из Москвы, Андрей Дмитриев из Харькова и другие. Такое невозможно ни на одном кинофестивале мира. Но на шукшинском кинофестивале это в норме вещей — ведь Шукшин считал главным в своей жизни именно литературу.
Феномен Шукшина будем разгадывать еще долго. Он был
равновелик себе и как писатель, и как режиссер, и как актер
Наибольший интерес на кинофестивале вызывали фильмы «Война Анны» (представлял фильм режиссер Алексей Федорченко, специально прилетевший в Барнаул), «Последнее испытание» (режиссер Алексей Петрухин), «Облепиховое лето» (режиссер Виктор Алферов). О последнем стоит сказать отдельно. Это кинодрама о жизни и смерти драматурга Александра Вампилова. Его роль исполняет актер Андрей Мерзликин, ставший одним из главных гостей шукшинского кинофестиваля. На мой взгляд, попадание его в образ Вампилова удивительно точный.
Президентом шукшинского кинофестиваля был Виктор Мережко. На Шукшинские дни также приехал оператор всех шукшинских фильмов Анатолий Заболоцкий. В Сростках, в музее В.М. Шукшина, который открыт в средней школе, где он учился, а потом недолгое время директорствовал, была представлена фотовыставка работ Заболоцкого.
Пока режиссеры, операторы, актеры представляли свои фильмы, писатели выступали в библиотеках Барнаула, Новоалтайска, Павловска и других районных городов Алтайского края. Их совместная встреча с читателями прошла в Бийске, в библиотеке, где сам Шукшин впервые выступил как писатель. Но, конечно, главное событие фестиваля происходило в Сростках, где родился Василий Шукшин.
Памятник Шукшину на горе Пикет оставляет ошеломляющее чувство у всякого, кто видит его впервые. Наверное, нигде в мире нет подобного памятника, до такой степени органично вписанного в ландшафт, и это не памятник вообще, а памятник одному человеку, который оказался поистине смыслообразующим центром пусть и большого (Сростки — от сращения нескольких деревень), но все-таки обычного поселка на Алтае. Огромная фигура Шукшина в бронзе на вершине холма, сидящего в той же позе, в какой сидит в конце фильма «Печки-лавочки» его герой, заставляет иными глазами посмотреть на все охватывающее его вокруг невероятное географическое пространство. Алтай невероятен именно своими пространствами, соединением разных географических и даже климатических зон — здесь и лесостепь, и тайга, и горы. Местами он похож на среднерусскую равнину, а где-то Алтай заставляет вспомнить полотна Николая Рериха. Взгляд Шукшина с вершины горы как бы заставляет соединить в себе все это невероятное великолепие, но и глубокую русскую боль — потому что все эти пространства покорялись русскими людьми огромной ценой.
Только здесь понимаешь, что такое Шукшин для русской культуры в ее целом, а не только в разных его ипостасях. Да, он, с его судьбой, с его талантом, с его волей к достижению своих целей, но и с его гибелью на взлете, — это, возможно, самый сильный образ русского характера в его исторической перспективе.
Важным событием фестиваля стало открытие памятной доски в селе Никольское, посвященной уже не Шукшину, но другому великому писателю ХХ века — Виктору Астафьеву. Произошло это благодаря поддержке руководителя Алтайской краевой писательской организации Анатолия Кирилина.
В некотором роде это даже культурная сенсация. Теперь мы знаем, где Виктор Астафьев писал свой последний роман «Прокляты и убиты». Вот здесь, в Никольском, в доме сестры своего друга, кинематографиста Владимира Кузнецова. Сюда он сбегал из своей родной Овсянки, где его в последние годы жизни слишком уж докучали разнообразными визитами. Однажды приехав в Никольское, Астафьев полюбил это место и попросил Владимира Кузнецова пустить его под свой кров, чтобы здесь, в тишине, в уединении и фактически инкогнито, писать свой закатный роман о войне. Он приезжал сюда на лето не один раз с целью именно писать роман. И конечно, общаться с близкими ему по духу деревенскими людьми. Так что в России отныне существует еще одно важное литературно-историческое место.
Россия велика и необъятна. Но писатели ее объединяют. Шукшин и Астафьев были близки друг другу. Теперь еще ближе.
Кстати
На горе Пикет прошло награждение победителей ХХI Всероссийского шукшинского кинофестиваля. Главный приз в программе полнометражного игрового кино жюри присудило картине «Надо мною солнце не садится» режиссера Любови Борисовой. Диплом «За лучший сценарий» получил фильм «Лорик» (режиссер-сценарист Алексей Злобин, сценарист Микаэл Погосян). Дипломы «За лучшую мужскую роль» получили актеры Олег Гусейнов и Рустам Муратов, сыгравшие в фильме Владимира Битокова «Глубокие реки». Наградой «За лучшую женскую роль» удостоена Ирина Купченко (фильм «Последнее испытание»). Победителем в программе короткометражного кино признан фильм «Изгородь» (режиссер Михаил Кулунаков).
Также была вручена Шукшинская литературная премия губернатора Алтайского края за 2019 год. Получил ее 40-летний писатель из Ангарска Игорь Корниенко. В этом году на соискание премии поступило рекордное количество заявок — свои произведения прислали на конкурс более 30 авторов со всей России. Как и вечный труженик Шукшин, Корниенко во главу угла своей профессии ставит кропотливый труд. «Во вдохновение я не верю. Для меня писать — это как на работу выходить. И я за истории, которые будоражат, по-хорошему встряхивают», — сказал ангарский писатель. Он стал седьмым по счету и самым молодым лауреатом Шукшинской литературной премии.
Среди других запоминающихся событий фестиваля — фотовыставка кинооператора Анатолия Заболоцкого «Жизнь подарила увидеть» и спектакль «Калина красная», показанный на сцене краевого театра драмы им. Шукшина. Привез спектакль Московский музыкальный театр фольклора «Русская песня». Надежда Бабкина сыграла мать главного героя, Андрей Мерзликин — Егора Прокудина, а Мария Шукшина — Любу, роль которой в фильме досталась ее матери.
Комментарии