4 и 5 марта на Основной сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко пройдут премьерные показы спектакля «Робинзон Крузо». Режиссер Александр Титель впервые в России поставит оперетту Жака Оффенбаха, написанную в 60-х годах XIX века.
В основу либретто постановки лег сюжет одноименного романа Даниэля Дефо, переработанный драматургами Эженом Кормоном и Эктором-Джонатаном Кремьё. Русский текст для постановки написал Алексей Иващенко. Музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком оперетты стал Ариф Дадашев, а художником-постановщиком и художником по костюмам — Владимир Арефьев.
Главную партию исполнят Дмитрий Никаноров и Кирилл Золочевский. В роли Пятницы на сцену выйдут меццо-сопрано Анна Загородняя и Екатерина Лукаш, а в роли Ядвиги — Лилия Гайсина и Дарья Терехова. Партию Сюзанны представят Евгения Афанасьева, Мария Макеева и Наталья Петрожицкая.
«Это история «блудных сыновей», ежечасно открывающих мир. Для себя и для нас, — рассказал режиссер Александр Титель. — Именно «блудные дети» летят в космос, двигают науку, творят искусство. Любопытство, жажда риска, авантюрность — это же здорово! В роскошных оффенбаховских ансамблях — приключения и открытия, любовь и море чистой радости, которыми мы хотим поделиться с нашей публикой, ради чего даже расположимся к ней поближе».
Специально для портала «Культура.РФ» Анна Миско, специалист пресс-службы МАМТа, и Дмитрий Абаулин, заведующий литературно-драматургической частью театра, подробно рассказали об истории спектакля.
Премьерный показ оперетты Жака Оффенбаха «Робинзон Крузо» состоялся на сцене парижского театра Опера-Комик 23 ноября 1867 года. Оффенбаху на тот момент было почти 50 лет, и он был уже известным на весь мир композитором.
Сюжет оперетты «Робинзон Крузо» основан на романе Даниэля Дефо — псевдодокументальном рассказе о злоключениях англичанина Робинзона Крузо, который отправился в путешествие ради быстрой наживы и оказался на необитаемом острове. Роман был опубликован в 1719 году, выдержал 17 переизданий только при жизни автора и остается популярным по сей день. В России роман-аллегория, в котором Дефо воспел труд и единение с природой как путь к нравственному возрождению, был издан в начале 60-х годов XVIII века и также завоевал популярность у читателей.
Оперетта Оффенбаха появилась спустя 150 лет после первой публикации романа. Над «Робинзоном Крузо» композитор работал вместе с либреттистами и драматургами Эженом Кормоном и Эктором-Джонатаном Кремьё. Эта постановка стала для Оффенбаха своеобразным реваншем: семью годами ранее композитор поставил на сцене Опера-Комик оперу-буфф «Баркуф, или Собака у власти», но она провалилась. «Робинзона Крузо» же парижская публика приняла тепло. В 1868 году оперетту поставили в Вене, а затем в Королевском театре в Брюсселе.
Вскоре про это сочинение Оффенбаха европейские театры забыли. Впервые оперетта вернулась на сцену лишь в 1930-х годах: в Германии поставили ее сильно измененную версию под названием «Робинзонада». В то же время сокращенную версию спектакля транслировал британский телеканал Би-би-си. В 1973 году «Робинзона Крузо» поставили на оперном фестивале в Лондоне, а затем перенесли на подмостки Театра Сэдлерс-Уэллс. В 1983 году оперетту играли в Оперном театре Кента, а 120 лет спустя после премьеры она вернулась в Опера-Комик.
В России же «Робинзона Крузо», несмотря на популярность других сочинений Оффенбаха, не ставили до наших дней. И спектакль МАМТа станет первой постановкой оперетты на отечественной сцене.
Комментарии