Представители самоуправления литовского курортного города Друскининкая, пожалуй, и представить не могли, что возводимый неподалеку от границ с Беларусью небольшой мост через реку Балтойи Анча по окончанию его строительства свои же депутаты назовут едва ли не угрозой национальной безопасности. Благое, на первый взгляд, решили сделать дело — заменить старую подгнившую деревянную переправу на современную. Об этом местные власти давно просили литовские пограничники.
Немецкие «Леопарды» пересекают реку Нерис в Литве во время учений «Железный волк» в июне 2017 года. Фото: REUTERSНемецкие «Леопарды» пересекают реку Нерис в Литве во время учений «Железный волк» в июне 2017 года. Фото: REUTERS Немецкие «Леопарды» пересекают реку Нерис в Литве во время учений «Железный волк» в июне 2017 года.
Но вышло так, что стройка, на которую автомобильно-дорожная дирекция страны выделила 250 тысяч евро, прошла ускоренными темпами и завершилась всего за несколько недель перед началом совместных российско-белорусских учений «Запад-2017». А у страха, как говорится, глаза велики. По мнению литовских консерваторов Мантаса Адоменаса и Лауринаса Касчюнаса, по новому мосту, дескать, запросто может проехать бронемашина или средний танк — ни много, ни мало — из расположения задействованных в маневрах войск… Депутаты Сейма обратились к главе правительства Саулюсу Сквернялису за соответствующими разъяснениями.
— Как появление этого моста можно оценить с точки зрения обеспечения военной безопасности страны? — испуганы они. — Будут ли на время учений «Запад-2017» по отношению к этому мосту приняты повышенные меры бдительности, чтобы исключить возможные провокации?
И здесь явно гораздо больше политики, чем самого моста. Его длина — 78 метров, ширина — три с половиной. А значит, проедет по нему разве что обычный автомобиль. Да и можно ли назвать этот мост «стратегическим», если затерялся он в глухих лесах и соединяет не Беларусь с Евросоюзом, а два литовских берега? Граница же Беларуси и Литвы именно в этих краях проходит даже не по суше — по реке Неман, форсировать который отнюдь не простая задача.
— Причем, Неман здесь широкий, с высокими берегами и очень быстрым течением. Река находится как бы в углублении, — описывают территорию представители Гродненской пограничной группы. — О незаконном пересечении границы на этом участке не может и вестись речь. Слишком рискованно!
Мост через эту реку Балтойи Анча в Литве назвали угрозой национальной безопасности. Фото: Wikimedia Commons / Vitauto
Другое дело, замечают пограничники, что этими тропами пользуются контрабандисты для перемещения через границу сигарет, последний случай задержания был как раз на прошлой неделе. Ведь место тут тихое, спокойное и фактически безлюдное (по словам председателя Гожского сельсовета Натальи Макавчик, в трех здешних небольших деревушках — Дуброве, Свентоянске и Шабанах — проживает немногим менее пятнадцати человек), кругом — лес… Впрочем, именно о более эффективной борьбе с контрабандистами и говорили их литовские коллеги, когда обосновывали необходимость строительства той, казалось бы, рядовой переправы, вызвавшей такой политический раздрай.
В том, что, еще не начавшись, стратегические командно-штабные учения «Запад-2017» вызвали настоящую истерику в некоторых европейских странах, ничего удивительного нет. Натовцы давно воспринимают в штыки любую демонстрацию готовности российских вооруженных сил защитить рубежи нашей страны. Кстати, «критики» подошли так близко к нам, что «Россия оказалась на пороге НАТО». В чем ее теперь и винят.
В Вильнюсе заявили, что в учениях двух стран «примут участие 100 тысяч российских солдат». И это якобы несет прямую угрозу Латвии, Литве и Польше
Удивляет другое: к уже привычным и ничем не обоснованным претензиям восточноевропейских государств вроде Польши все чаще присоединяются гранды Старого Света. К примеру, пишут, что наши военные проводят в несколько раз больше учений, чем НАТО. Про «свои» мы хорошо знаем, о них открыто сообщает Минобороны России. Но кто на Западе озвучивал количество натовских маневров? Между тем, по данным российских военных, за последние два года только в Восточной Европе, то есть в непосредственной близости от наших границ, НАТО почти в два раза увеличило число мероприятий оперативной и боевой подготовки. «Реализация планов по расширению альянса нарушает баланс сил в регионе, повышает риски военных инцидентов. Все эти действия блока носят деструктивный и провокационный характер», — заявил по этому поводу начальник российского Генштаба Валерий Герасимов.
Наши военные проводят учения на своих полигонах и вместе с союзниками — на их территории. Натовцы же в последние годы активизировали военные игры в странах Балтии. В НАТО столько крупных государств, а другого места, кроме маленькой Прибалтики, для маневров не находится. Ведь знают в Брюсселе, что такие учения выглядят для России явно провокационными, и все равно лезут поближе к нашим рубежам.
Между тем, по данным российского Генштаба, масштабы военной деятельности альянса резко возросли на всем «восточном фланге». Там наращивают силы первоочередного задействования. В странах Балтии, Польше, Румынии и Болгарии размещают дополнительные формирования и штабную инфраструктуру блока. По всей линии соприкосновения Россия — НАТО накапливаются наступательные вооружения. А деятельность «полицейской» авиационной миссии альянса министр обороны РФ Сергей Шойгу вообще назвал составной частью «так называемой зоны ограничения доступа, охватывающей Калининградскую область и восточную часть Балтийского моря». Напомним, что в Прибалтике уже базируются самолеты и батальоны НАТО. И никто не даст гарантию, что вслед за ними к российским границам не перебросят системы ПРО и тактическое ядерное оружие.
На Западе говорят: вы проводите большие учения, а мы — маленькие. Аргумент сомнительный. Россия большая страна, но и сталкивается она с большими угрозами. Малыми силами с ними просто не справиться. Отсюда солидный масштаб наших учений и маневров. Но дело даже не в количестве задействованных там людей и техники. Гораздо важнее, кто против кого на таких маневрах «воюет». Мы ни разу не представляли в качестве условного противника блок НАТО или входящую в него страну. В 99 случаях из ста условный враг — это террористы.
Натовцы же чуть ли ни открыто закладывают в сценарии своих маневров «русских агрессоров». Противник там наступает на наших танках, статисты говорят на русском языке и живут в деревнях, где указательные таблички сплошь и рядом на кириллице. Вот и спрашивается, кто против кого в реальности готовится воевать: мы против НАТО или они против нас?
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, не упускающий любой возможности выступить с громкими заявлениями в адрес России, в конце минувшей недели посетил военный батальон Североатлантического альянса, дислоцированный в Оржише на севере Польши.
На базе находится один из четырех многонациональных батальонов, которые весной были развернуты натовцами в Восточной Европе и государствах постсоветского пространства. Местные военные целиком подчиняются иностранцам, находясь под командованием инструкторов США в Польше, британцев в Эстонии, канадцев в Латвии и представителей Германии в Литве.
Формально поездка Столтенберга в Польшу, которую он назвал «центром тяжести для всего того, что мы делаем в плане сдерживания на европейском континенте», носила инспекционный характер. Однако наблюдатели предпочли оценить ее как некий «посыл Москве» в связи с запланированными на середину сентября российско-белорусскими учениями «Запад-2017», которые пройдут в Белоруссии. Об этой составляющей визита генсека НАТО, кстати, упоминал заместитель министра обороны Польши Томаш Шатковский, которого называют архитектором новой польской военной доктрины. Она предполагает выделение дополнительных, в размере 55 миллиардов долларов в течение 15 лет, средств на нужды польской армии, ее масштабную модернизацию, что, по идее Шатсковского, заключается в поэтапной замене «вооружений советской эпохи» преимущественно американскими образцами. Замминистра обороны считается военным, наиболее тесно связанным с Западом в польском генералитете. Шатковский сумел убедить депутатов сейма, что столь гигантскую сумму нужно выделить из-за якобы частых военных маневров, организуемых Россией в восточноевропейском регионе после присоединения Крыма в 2014 году. «Выбить нужные средства, играя на страхе перед Москвой» — а это один из любимых козырей антироссийски настроенных политиков — у влиятельного генерала получилось.
Нетрудно предположить, что варшавский стратег «попал на одну волну» и быстро нашел понимание со Столтенбергом, который не преминул воспользоваться возможностью визита в Польшу для предъявления очередных претензий в адрес России. А ведь еще 3 августа он сообщил CNN, что после окончания «холодной войны» отношения НАТО с Россией «никогда не были такими трудными, как сейчас» и их необходимо налаживать. По чьей вине этой происходит глава альянса не уточнил, хотя Москва неоднократно заявляла о своей открытости и необходимости нормализации переговорного процесса с НАТО. Об этом в интервью «РГ» в мае говорил российский полпред при НАТО Александр Грушко. «Мы ничего не замораживали, к совместной работе по-прежнему готовы. Посмотрим, когда до нее дозреют натовцы. Наши военные сформулировали ряд предложений, как начать двигаться вперед. Уверен, что рано или поздно в НАТО поймут, что схемы укрепления безопасности без, а тем более против России, нежизнеспособны и контрпродуктивны. Попытки в современных условиях полагаться на опыт времен «холодной войны» и разговаривать с нами с позиции силы дадут эффект, обратный ожидаемому. Сегодня, чтобы эффективно противодействовать общим вызовам и угрозам, нужно на равноправной основе объединять усилия, преодолевать разногласия, а не «хлопать дверью»», — отметил российский дипломат.
Вообще Столтенберг вкупе с подчиненными в штаб-квартире альянса Брюсселя отличаются удивительной способностью делать противоречивые заявления по одному и тому же вопросу и при этом не «повести бровью». В зависимости от политической конъюнктуры там выбирают, образно говоря, ту или иную сторону «разменной монетки». Так, месяц назад НАТО заявила, что учения двух стран, заметим, образующих Союзное государство, не вызывают опасений, а в упомянутом интервью Си-эн-эн генсек альянса в очередной раз декларативно заявил, что НАТО надеется на возобновление диалога с Москвой и не желает конфронтации с ней.
Три недели спустя выбор пал на обратную сторону «монетки». Теперь в тренде у Североатлантического альянса оказался другой звучный тезис: дескать, «наращивание военного присутствия РФ служит достаточным основанием для того, чтобы укреплять коллективную оборону». В Брюсселе поддержали страны Балтии, которые, выразили серьезную обеспокоенность и озабоченность проведением учений «Запад-2017». Повод как водится нашелся — все началось с откровенной «дезы» из Литвы: в Вильнюсе, заявили, что в учениях двух стран «примут участие 100 тысяч российских солдат». Что, по логике ряда политиканов, несет прямую угрозу Латвии, Литве и Польше, как государствам, граничащим с Белоруссией. Сами себе подкинули повод закричать «Караул» и протрубить о «русской угрозе». И оправдываться об увеличении натовского контингента в Польше и странах НАТО не надо.
Между тем еще в четверг, со ссылкой на официальные источники, Агентство Франс-пресс, а следом и польские СМИ, сообщили, что в учениях «Запад-2017» будут участвовать 12,7 тысяч военных из России и Белоруссии. А в пятницу эту цифру, пойдя на в общем-то беспрецедентный по открытости шаг, подтвердил российский МИД, уточнив, что в них примут участие 7200 человек от вооруженных сил Белоруссии, 5500 человек — от ВС России. В МИД РФ дали понять, что ажиотаж, раздуваемый западными СМИ вокруг российско-белорусских учений «Запад-2017», преследует четкую цель того самого выбивания денег «перед лицом российской угрозы». «Раздуваемая шумиха носит искусственный характер и явно рассчитана на то, чтобы продемонстрировать западной общественности «обоснованность» затратных мероприятий по развертыванию в Польше и странах Балтии усиленного передового присутствия и наращивания военной активности НАТО», — говорится в комментарии, обнародованном на сайте российского МИД. На Смоленской площади указали, что подобные действия «ведут к нарастанию военной напряженности в Европе, о чем сейчас демонстративно сетуют западные «бойцы пера и микрофона».
В НАТО по-прежнему упорно не желают «вынимать соринку из глазу» и попросту принимать озабоченность Москвы настойчивым стремлением альянса разместить свои воинские формирования прямо у российских границ, желательно в республиках бывшего СССР. Та же база Оржиш, которую посетил Йенс Столтенберг, находится примерно в 100 километрах от российского Калининграда, а боевые корабли НАТО заходят в одесский порт, как развеселые круизные суда. Кстати, в мае Пентагон, без особых уведомлений, словно речь идет о своей территории, разместил новую штаб-квартиру в Польше для примерно 6000 военнослужащих НАТО и США. Надо полагать этому решению особенно «обрадовался» президент Трамп, во время своей кампании клятвенно обещавший избирателям закрыть американские базы за рубежом.
В июле НАТО и Россия согласились избегать любой потенциальной конфронтации во время своих учений и обмениваться информацией. Тогда Столтенберг, кстати, сообщил, что Москва предоставила НАТО информацию о численности солдат, кораблей и самолетов, которые будут участвовать в учениях «Запад». Он также сообщил о том, что российская сторона пригласила представителей трех государств Балтии наблюдать за маневрами.
Так почему же сейчас генсек НАТО словно, двуликий Янус не только не опровергает откровенную дезинформацию о сотне тысяч российских солдат, которые «отправляются в Белоруссию», но и распространяет фейковую новость о том, что «Москва не пригласила наблюдателей на учения». Наверное, полагал, что в России его заявления не заметят. Однако на сайте популярного польского «Radio Olsztyn» появилась расшифровка его беседы с журналистом издания. В ней Столтенберг с ходу жалуется на то, что, дескать, Москва в отличие от Минска, наблюдателей НАТО на учения не приглашала. Далее следует еще один пассаж. «С момента окончания холодной войны, Россия никогда не приглашала представителей НАТО (на учения) на основе Венского документа», — категорично заявляет генсек альянса. Однако сам документ о мерах укрепления доверия и безопасности (ВД-2011) принят не после окончания холодной войны, а только в 2011 году и Россия его обязательства неукоснительно выполняла. «Государства — участники уведомляют друг друга по Сети связи ОБСЕ об определённых видах военной деятельности, приглашают на них наблюдателей, проводят инспекции указанного района, а также посещения воинских формирований для оценки правильности предоставляемой о них информации. (Только) в 2013 году было проведено около 80 инспекций и более 30 посещений по оценке», — говорится на сайте российского МИД.
Так какому из «Столтенбергов» верить: призывающему к сотрудничеству с Москвой или упорно твердящему о необходимости коллективной обороны у российских границ?
Перед посещением Столтенбергом базы в Оржише, его кортеж вляпался в историю, протаранив легковой автомобиль. «Это был несчастный случай», — буднично констатировал генсек НАТО. Подумаешь, четверо раненых…
Между тем в российском МИД напомнили, что учения «Запад-2017» носят исключительно оборонительный характер, а общая численность личного состава и боевой техники, которые «будут задействованы в маневрах, не превышает уровень, подлежащий обязательному наблюдению за определенными видами военной деятельности, установленный Венским документом 2011 года».
Комментарии