В Третьяковской галерее открылась выставка «Эдвард Мунк». Одним из организаторов экспозиции выступил Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес».
Чтобы понять, что такое творчество Эдварда Мунка, нужно отправиться либо в Норвегию, где хранятся почти все его работы, либо, что ближе, прийти на выставку в Третьяковку. Ни разу в России еще не было его ретроспективы, чтобы состоялась эта, переговоры вели с 2013 года. На работы Мунка большой спрос ‒ лучшие музеи мира стоят в очереди годами, кроме того, страховка подобной выставки ‒ астрономическая сумма.
«Здесь необходимо было, во-первых, объединить целую группу партнеров и спонсоров, во-вторых, поучить то, что никогда раньше не представлялось ни одному музею России, ‒ государственную гарантию Норвегии, которая является гарантией, заменяющей коммерческое страхование», ‒ объяснила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Искусство Мунка российскому зрителю почти незнакомо, в Москве хранятся всего две его работы, а широкой публике известен разве что «Крик». В Третьяковку привезли больше 120 экспонатов. Первым, почетным гостям, Зельфира Трегулова проводит экскурсию лично. Она рассказывает: «В белом платье и в черном ‒ это его возлюбленная начала 1900-х годов. В белом платье она, ожидающая счастья и близкого замужества, а в черном платье ‒ это она же, осознавшая невозможность союза с Эдвардом Мунком».
Это «Танец жизни», в центре которого художник изобразил себя с дамой в платье цвета страсти. Работа входит в цикл «Фриз жизни: поэма о любви, жизни и смерти». В этой же серии ‒ «Крик». В Москву привезли работу 1893 года, одну из первых. Вообще, «Криков» у Мунка ‒ четыре, этот не такой яркий как живописный: без кроваво-красного заката, но как считают специалисты, главная идея уже сформулирована.
«Она интересна своими очень острыми сочетаниями колючих линий, прямолинейных, которыми Мунк изображает этот мост, и волнистых линий облаков и линий Осло-фьорда», ‒ говорит заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи, куратор выставки Татьяна Карпова.
Каждая третья работа у Мунка ‒ либо автопортрет в аду, либо смерть в комнате больного, либо страх. Он был уверен, что безумие передалось ему по наследству. Мунк, склонный к депрессии и меланхолии, изображал смерть и все, что с нею связано ‒ бездыханные тела, вампиры или убийцы, причем изображал он это без деталей, поскольку считал, что картину нужно смотреть издалека, чтобы видеть изображение целиком. Ну, а в таком случае неважно, прорисованы ли черты лица у того же убийцы или пуговицы его пальто. Эта манера современникам Мунка сначала казалось обычной небрежностью. В свой круг его приняли не сразу. Художник прожил 80 лет. После смерти на втором этаже его дома нашли огромное количество работ.
«Там было более 28 тысяч произведений, они занимали все пространство: от пола до потолка. Это собрание и составило основу нашего музея. Говорят, наверх он почти никого не пускал, хотя был достаточно общительным», ‒ уточнил директор Музея Мунка Стейн Олав Хенриксен.
В ночь, когда художник скончался, на его ночном столике обнаружили раскрытую посередине книгу Достоевского «Бесы». Самого мрачного российского писателя он перечитывал часто и на разных языках.
Комментарии