На Международном конкурсе имени Рахманинова – III тур у пианистов. На этот раз участники аккомпанируют певцам. Учитывая различия школ, которые представляют конкурсанты, тандем с другим исполнителем становится настоящим испытанием.
Каждый конкурсный вечер у Большого зала консерватории собирается публика. Для кого-то это шанс вблизи увидеть членов жюри, а такой шанс выпадает редко. Эти музыканты либо на сцене, либо преподают, либо вообще недосягаемы. В фойе понятно – зал будет полным, ведь конкурсные прослушивания – это одни из самых запоминающихся концертов.
III тур у пианистов поделен на две части: выступления с оркестром, которые начнутся через день, и выступления с вокалистами – участниками Молодежной программы Большого театра. Исполняют романсы Рахманинова. «В Рахманинове главное – фортепиано. Фортепиано солирует. Вокал – не второе место, а надо, чтобы вокалист сплетался над пальцами пианиста», – пояснила певица Лилит Давтян.
Каждый конкурсант аккомпанирует нескольким вокалистам. Никто никого не выбирал. Это было четко организованное распределение. Репетиций тоже у всех по одной, на каждого вокалиста – всего лишь час. Для отличного, уверенного результата – этого мало, но конкурс есть конкурс.
«Здесь нет такого момента, когда есть план и мы ему четко следуем, и ни шаг влево, ни шаг вправо. Например, солисту захотелось где-то пойти вперед или наоборот, подождать. И ты его слушаешь, так вы сливаетесь в одно целое», – поделился участник, пианист Арсений Тарасевич-Николаев.
Арсений Тарасевич-Николаев решил подать заявку на конкурс в последний момент – понял, что в его концертной деятельности освободился июнь. Репертуар у пианиста большой и Рахманинова в нем много, так что пришлось даже выбирать какие произведения выигрышнее именно для конкурса. Теперь впереди выступление с оркестром, а это значит, совсем другая игра.
«С певцами очень важно найти баланс, потому что с оркестром – фортепиано тише, а с певцами – фортепиано слишком громко. Надо это понять, слышать и как-то правильно сделать», – отметил член жюри конкурса Фредерик Кемпф (Великобритания-Германия).
У Ивана Бессонова на этом конкурсе двойное волнение. В жюри сидит его педагог Валерий Пясецкий. И хоть он и не ставит оценки своему ученику, все ошибки, если они есть, подмечает. У самого педагога тоже двойной стресс. Валерий Пясецкий, член жюри конкурса, заслуженный артист России: «Когда свой играет, а ты сидишь на сцене, это такое предынфарктное состояние, от которого невозможно избавиться. У меня очень много ребят играло на разных конкурсах, но в жюри я первый раз. Когда я сижу, и мой играет, я этого избегал, но здесь такое событие».
Третий тур – это уже финал. Все конкурсанты уже знакомы, их способности тоже, но все-таки удивления случаются, несмотря на то, что у каждого свои фавориты. «Да, пока есть, но я хочу сказать, что меняется все очень быстро. Кто-то очень здорово выступает на II, на I туре. Но в принципе, да, у меня есть», – признался член жюри конкурса, заслуженный артист России Борис Березовский.
За главную премию сражаются шесть пианистов и две пианистки, но до оглашения результатов еще далеко.
Комментарии