И гостям непросто. Смотреть кино или съездить на экскурсию? Многие здесь впервые. Хочется побывать в музеях сказочника Писахова, Борисова (художественного освоения Арктики) и в знаменитом Северном морском… Наслышаны про архангельские Гостиные дворы и про то, что надо прогуляться по пешеходной улице Чумбарова-Лучинского (горожане называют ее Чумбаровка). А как не съездить в Малые Карелы? Даже несмотря на мороз. Там музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом, жемчужина русского Севера.
Смотрим кино. Российское. Совместного производства с иностранными компаниями. Фильмы из Италии, Канады, Китая, Португалии, Сингапура, Индонезии, Азербайджана, Якутии…
Председатель жюри короткометражных фильмов Алексей Романов, режиссер, продюсер, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании «Сахафильм», поделился:
— Мы какое-то время варились в собственном соку, не выходили за пределы Якутии и делали кино для своих. А когда мы стали выходить на международные кинофестивали, качество якутских фильмов пошло вверх. Наши режиссеры услышали оценки кинокритиков, поняли, в чем их ошибки, как должны работать в дальнейшем. У них появилась внутренняя ответственность, они поняли, что это серьезное дело — когда ты выходишь на большую публику со своей картиной. Поэтому фестиваль влияет на то, чтобы росли местные творческие кадры.
О кинематографе Грузии рассказала киновед Дали Окропидзе, член жюри короткометражных фильмов.
Из Франции прилетела актриса Динара Друкарова, чтобы представить свой режиссерский дебют — фильм «Лили и море» (производство Бельгия, Исландия, Россия, Франция). Здесь и режиссер Наталия Гугуева, получившая немало наград за свою полнометражную игровую картину «Туман», снятую в Мурманской области (только что ей присужден приз «За лучшую режиссуру» на Asti Film International Festival в Италии). А продюсер Иван Болотников представил фильм «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой (внеконкурсная программа).
Какой же благодарный в Архангельске зритель! Буквально на каждом показе режиссеры и продюсеры слышат: «Замечательный фильм, спасибо большое вам! Почему нам не показывают такое кино в прокате? Желаем вам успеха, снимайте еще хорошее кино, приезжайте к нам!» И обратная связь: «Зритель здесь очень теплый, отзывчивый, вдумчивый, дотошно пытается понять то, что увидел, на что потратил свое время», — отметил молодой режиссер из Москвы Клим Тукаев.
Приехал режиссер Борис Хлебников, известный по фильмам «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь», «Аритмия». Новый фильм «Снегирь» он показал в Архангельске и Северодвинске. Перед показом скромно сказал зрителям (многие шли на блокбастер, фильм-катастрофу, посмотрев трейлер): «Это простой, довольно бытовой фильм, действие которого происходит на корабле».
Герои фильма — экипаж рыболовецкого судна с названием «Снегирь».
Расспрашивали режиссера подробно обо всем. Реальная ли это история? Не всем известно, что сценарий Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова — по мотивам романа Георгия Владимова «Три минуты молчания» (1969).
— Как пришли к этой истории? С кем консультировались, когда готовились снимать? Как сделали такой реалистичный дождь? Очень эффектно! Графика, конечно? Поделитесь секретами: были у вас съемки в открытом море во время шторма? Избежали травм? Где взяли столько рыбы? Как долго актеры учились разделывать рыбу? В финальных титрах прочитали: Никита — Макар Хлебников, это ваш сын?
— Фильм произвел сильное эмоциональное впечатление. Напомнил фильм «Курьер», где старшее и младшее поколение не слышит и не понимает друг друга. И внешне ваш герой похож на героя «Курьера», и чертами характера. И еще мне показалось, что на бытовой ситуации демонстрируется наше русское «авось», «пусть будет как будет». И хочется в себе это изменить…
— Очень душевная история. Тронула. Ваши герои человечные. Совершают ошибки и добрые дела… Есть, о чем подумать. Я задумался об отношениях со своим отцом, спасибо вам за это.
С приветом из Мексики
Воспользовавшись небольшой паузой между сеансами, корреспондент «РГ» задала несколько вопросов гостю из Мексики. Хельмут Досантос — член жюри документального кино. Поэтому его докфильм «Боги Мексики» в конкурсе не участвует, а вошел во внеконкурсную программу. Это его режиссерский дебют, а в качестве продюсера — четвертая работа.
Фильм погружает в богатый и разнообразный мир коренных народов и выходцев из Африки, живущих в самых отдаленных уголках Мексики. Они борются за сохранение своей культурной идентичности. Картина стала участником многочисленных кинофестивалей и недавно была удостоена награды «Лучший документально-игровой фильм» Мексиканской академии кинематографических искусств и наук. В России получила Гран-при кинофестиваля Pacific Meridian- 2022 во Владивостоке. И буквально на днях эту работу показали в Красноярске на первом фестивале авторского документального кино Siberia DOC
Вы впервые в России?
Хельмут Досантос: Нет — я был во Владивостоке, в Санкт-Петербурге.
Как фильм попал на фестиваль в Архангельск?
Хельмут Досантос: Наша команда искала фестивали, которым был бы интересен наш фильм и которые были бы интересны нам. А тут организаторы спросили меня, хочу ли я стать членом жюри.
Как добирались в Архангельск? Не испугались морозов?
Хельмут Досантос: Сначала я показал фильм на фестивале в Италии. А потом через Стамбул отправился в Россию. Пять слоев одежды на мне (one, to, free…).
Прямая речь
Анжелика Долинина, программный директор Arctic open:
— В первую очередь наш фестиваль работает с авторским кино, которое по разным причинам не попадает в прокат. Так называемые зрительские, кассовые фильмы зритель может посмотреть и в кинотеатрах или на различных платформах. Но конкурсный шорт-лист приходится делать из большого количества по-настоящему классных работ. В этом году в лонг-листе было около 380 картин, из них необходимо было выбрать 58. Хотя те фильмы, что не вошли в наши программы, без сомнения, достойны были оказаться не только претендентами на конкурс, но и войти в призеры.
Открывать и закрывать фестиваль будут документальные картины — «Последний теплоход» Ильи Желтякова и «Колбаса Митрофана Аксенова» Алексея Федорченко.
Какая тема преобладает у нас в этом году — определено в названии проекта «КиноПорт Arctic open». Первая: истории людей, живущих в приморских городах, обладающих особой атмосферой. Это портреты современников, рассказы о нашей сегодняшней жизни, которые вызовут отклик зрителей. Назову, к примеру, потрясающую документальную картину «Капитан индонезийских морей», из Индонезии к нам прилетел ее автор. Вторая тема — разговор поколений. Видимо, у нас накопилось много вопросов и претензий друг к другу. И мы попытаемся этот разговор начать в кинозалах. Есть ли у нас шанс услышать другого человека, принять его?
Комментарии