Директор заповедника Георгий Василевич открыл программу словами: «В детстве я мечтал смотреть мультфильмы бесконечно. Когда я был маленький, мечтал смотреть мультфильмы, и чтобы это время никогда не заканчивалось. Всмотритесь в слово «анимация»: «анима» — это душа!» Его стихи о конкурсных фильмах украсили фирменный буклет фестиваля: благословение Пушкина налицо. Оксана Филиппова, глава администрации Пушкинских Гор, пожелала гостям культурного взаимообогащения и сотворчества. А создатель «Пушкин и…», предельно лаконичная Анна Моденова, выпустила к высоким сводам центра воздушные шары с напутствием «Полетели!». Зрителей порадовали спецпоказом к юбилею фильма «Щелкунчик».
Программный директор фестиваля Светлана Хохрякова создала ряд встреч с мэтрами анимации и литературы. Интерес подрастающих поколений к миру анимации превысил ожидания. На вопрос, как уместить крупную повесть в сжатый объем мультфильма, заслуженная артистка РФ Мария Муат ответила: «Минута для нас — большой метраж. За это время мы можем показать больше, чем в игровом кино». Кира Грозная продемонстрировала кинематографичность романа «Озябнуть в Зимбабве» посвященными ему стихотворениями. Председатель комиссии сценарного отделения СПбГИКиТ Валерий Попов презентовал новый роман «Выдумщик» — о благосклонности судьбы к сочинителям собственной жизни. А выставка Пьера Матисса, внука прославленного Анри Матисса, «Страсть к эмоциям» задала тон фестиваля.
Двух композиторов Гладковых в программе часто путали. Геннадию Игоревичу — автору музыки к «Бременским музыкантам» был посвящен ретроспективный показ. Григорий Васильевич, его родственник не по крови, но по духу, известный по мультфильму «Пластилиновая ворона», щедро делился опытом. В работе с детьми и он, и Константин Арбенин заворожили галдящих детей, предлагая им петь и играть вместе. А в ретроспективе «Кукольный дом Нины Виноградовой» можно было увидеть нестареющую классику: «Бедную Лизу», «Севильского цирюльника», «Капитанскую дочку» и другие при участии режиссеров Натальи Дабижи, Идеи Гараниной и Екатерины Михайловой.
Конкурсный показ включал 30 картин от 2 до 21 минуты. На кону — статуэтка и признание. Прийтись людям по сердцу — это ли не триумф мультфильма? Несмотря на эстетическую разрозненность работ, проглядывались ярко выраженные тенденции.
Во-первых, это возвращение к корням, в «лубок»: лапти, колодцы, избы и петухи. Это «Белая ива» Артема Москалева, где атмосфера превалирует над незатейливым сюжетом. В «Компромиссе» Анны Исаковой сын мечтает жениться, но, узнав, что для этого нужно еще и что-то делать, бросается в море. Неудавшегося утопленника спасает красавица-русалка с полным сундуком сокровищ.
Во-вторых, приметна ностальгическая школьная эстетика. В «Моем Пушкине» Юрия Томилова урок о биографии Пушкина становится веселыми каракулями в школьной тетради. Благодаря эффекту «двадцать пятого кадра» и легкой психоделии в картине «Урочный час» Николая Белова дети учат алфавит, цифры и ноты. Кудрявый седой поэт-учитель — как постаревший Пушкин, а его друг-попугай — олицетворение пословицы «Повторение — мать учения». В «Книге рецептов» Алексея Алексеева учителя объединяются для починки машины времени. Фильм объясняет, почему все уроки могут пригодиться в жизни.
В-третьих, поиск своего. Места, пути, голоса. Режиссеры использовали подход «Вредных советов» Григория Остера, решая эту задачу. В «Беспокойной ночи Винни» Варвары Казаковой зайчик, мучаясь бессонницей, ходит по друзьям, но не тут-то было. Белочка по ночам грызет орехи, от медвежьего храпа трясется все, а филин советует Винни пойти спать домой. Инфантильный зайчик сам до этого додуматься не способен. В «Чудесных лапоточках» Александра Смирнова мужик ворует у деда лапти-самоходы и, не умея управлять ими, сносит собой всё и получает травмы. Любого, кто отбирает у него берестяной трофей, постигает та же участь. О том, что чужие хитрости не помогают, а скорее, наоборот. А в «Воробье Чирке» Петра Закревского главный герой нагло устраивается в скворечнике, за что прилетевшие скворцы выставляют его на мороз.
В-четертых, это отказ от жизни, осознанный дауншифтинг. «Остаемся зимовать» Александры Гарайс по стихам Иосифа Бродского «Я не то чтоб схожу с ума…» — о людях с головами птиц, снующих по зимнему городу. Им не видать юга. У них есть крылья, но они их не используют. В «Курьере» Екатерины Горностаевой офисный сотрудник едет в поезде, чтобы доставить посылку. На остановке он заворожен чьим-то цветущим домом. Поезд трогается. Но курьер все же успевает вскочить на подножку вагона и возвращается в свой сепийный мир, так и не узнав других красок.
И, в-пятых, Пушкин! Он сбегает гулять с Гоголем, пока его памятник одет в леса («Пушкин в лесах» Софии Диас), отыгрывает сюжеты своих будущих произведений («Пушкин и… Михайловское» Екатерины Гаврюшкиной) и борется с Дантесом-змеем («Мой Пушкин» Юрия Томилова). А в «Дубровском за кадром» Даниила Штейна бурная фантазия мальчика сажает Пушкина в самолет.
Писатель Евгений Попов высказался так: «Перефразируя товарища Ленина: из всех искусств будет важнейшим не просто кино, а анимационное кино. В нем я ищу новое, а не то, что вижу или знаю». После двух дней оживленных дискуссий жюри в лице Марии Муат, Евгения Попова, Лианы Макарян, Григория Гладкова и Марии Якушиной вынесло единогласный вердикт: обладателем гран-при II фестиваля «Пушкин и…» стал фильм «Ваша дама. Часть 1» Валентина Ольшванга по мотивам «Пиковой дамы».
Совершенно незаслуженно был обойден судейским вниманием фильм «Расцветшая зима» Александра Бруньковского по новелле Тонино Гуэрры.
«Я благодарю эти чудесные белые снега. Всем сердцем верю, что в 2024 г. мы создадим новую анимационную сказку», — закрыла церемонию Анна Моденова.
Комментарии