Современную концепцию развески придумал французский сценограф Патрик Уркад.
Новый взгляд на старых мастеров. Пушкинский музей меняет постоянную экспозицию шести залов главного здания: от Византии до Рембрандта. Современную концепцию развески придумал французский сценограф Патрик Уркад. Анна Аппалонова наблюдала за процессом.
Дорогу, ведущую в зал малых голландцев, узнают многие, а вот сам зал – теперь вряд ли. Вместо темно-зеленых стен – воздушно-серые. Этот цвет теперь называется фирменный «серый Пушкинский», и будет встречаться во многих залах музея, который этой осенью полностью преобразился. Новое пространство создает Патрик Уркад, французский сценограф, историк искусства.
«Это серый, который полон света. Он отлично сочетается с белым, находится с ним в идеальном балансе. Мне кажется, это что-то вроде химического соединения», – пояснил сценограф, историк искусства Патрик Уркад.
Он работал в парижском Vogue, защитил диссертацию о Пьере Ле Мюэ – архитекторе Марии Медичи- и собирал старых мастеров для коллекции Карла Лагерфельда. Теперь за несколько месяцев он перестроил Пушкинский.
В постоянной экспозиции будет намного меньше работ, чтобы каждой досталось внимание, чтобы создавалось впечатление, что картина так близко, что до нее можно дотронуться.Для этого Патрик придумал специальные модули, которые наполняют залы воздухом и как бы преподносят полотна, отрывая их от стен.
«Вот, например, картина Кранаха. Видите, помимо рамы, которая есть у картины, есть еще вторая рама – модуля. И между ними пространство, воздух. От этого ваше восприятие меняется. На Кранаха вы посмотрите по-другому, это я вам точно говорю», – пояснил Уркад.
В разных залах модули организованы по-разному. В пространстве, посвященном итальянской школе, придумано подобие пирамиды – специально для работы Тициана. Вообще, этот зал теперь выглядит так, как его задумал Иван Цветаев, создатель и первый директор Пушкинского музея. Перегородки разрушены, снова видны арки и большие окна, которые раньше были скрыты. Глобальные перемены и в пространстве искусства Голландии.
Для Ремрандта построен специальный, как здесь говорят, домик. Картины висят в центре зала, но обособленно, чтобы сомнений не возникало -сюда нужно зайти и остановиться.
Все эти преображения – не только в угоду зрителям, но и кураторам, и хранителям полотен. Это один из способов по-новому взглянуть и на искусство, и на пространство музея, которое теперь неузнаваемо.
«Этого я и добивался. Потому что сейчас можно понять, насколько современна архитектура Пушкинского музея. Не важно, за окном у вас солнце или снег, внутри всегда светло и торжественно-спокойно», – рассказал сценограф.
Ни в одном музее мира картины не представлены так: то ли лабиринтом, то ли специально выстроенным маршрутом. Это совершенно новое решение для постоянной экспозиции, так что Патрик Уркад доволен собой и своей работой.
Комментарии