Он проводился в столице Узбекистана с 1968-го по 97-й год и вернулся четверть века спустя.
Наш караван вышел к Ташкентскому международному кинофестивалю. Он проводился в столице Узбекистана с 1968-го по 97-й год и вернулся четверть века спустя. Он возрождён под новым именем – «Жемчужина Шёлкового Пути». И снова – представленных стран десятки, приглашённых кинематографистов сотни. И девиз его «За мир, просвещение и прогресс» не устареет никогда, по причине несовершенства этого мира. Репортаж – Юлии Струковой.
Киностудия «Узбекфильм» – главная площадка фестиваля. Павильоны и шатры переполнены. Мастер-классы и творческие встречи сменяют друг друга. Мэтры Стивен Сигал, Тимур Бекмамбетов, Никита Михалков делятся опытом. И это актуально для молодых кадров – будущего «Узбекфильма».
«Возрождение узбекского кинематографа естественно и необходимо, потому что первое кино в этом регионе, в Средней Азии, было именно здесь», – отметил режиссёр, народный артист РСФСР Никита Михалков.
Несколько лет назад руководство Узбекистана стало вкладывать в киноотрасль серьезные средства. 60 процентов населения страны – молодежь, средний возраст здесь – 26 лет. Поколение визуалов. Начали с реконструкции «Узбекфильма», в СССР он считался самым крупным по территории кинокомплексом Средней Азии. Теперь производство не простаивает даже в дни фестиваля.
Режиссер и народная артистка Узбекистана Мукамбар Рахимова работает над озвучанием фильма «Судьба женщины». Рано Шодиева в главной роли. Это процесс кастинга на озвучание одной из мужских ролей. Королева дубляжа Мукамбар Рахимова очень тщательно работает со звуком.
В соседних комнатах трудятся художники-мультипликаторы. Совсем недавно сформированный отдел – очень молодые сотрудники. Сейчас общими усилиями создают анимационный сериал для младших школьников – антикоррупционный.
«Он предлагает взятку, и преподаватель соглашается на это. В итоге случается какая-то беда, и мальчик понимает, что зря он не учился, зря пошёл гулять», – пояснила художник-мультипликатор Лолита Шадыматова.
Тем временем, в одном из павильонов – презентация нового кинооборудования, его передают «Узбекфильму». Это камеры, световая аппаратура – все можно попробовать в действии. Теперь на киностудии смогут делать больше фильмов.
«Десять групп могут работать параллельно, но если последовательно, то это 30-40 фильмов в год. Единственная проблема – это кадры, но мы и ее решаем», – пояснил директор киноконцерна «Узбекфильм» Баходир Адилов.
ВГИК открыл в Ташкенте свой первый зарубежный филиал. Будут обучать по двум специальностям: «драматургия» и » продюсерство». Половина мест – бюджетных. Не менее важным сегодня считают показать миру открытую, гостеприимную и доброжелательную страну.
«Если миру мы хотим представить Новый Узбекистан, конечно, мы это можем сделать через кино. Чтобы зритель с любых точек мира мог понять, что это за страна, какой это народ, какие у него традиции, обычаи, обряды, какой период истории эта страна переживает», – пояснил генеральный директор национального агентства кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов.
13 городов и 30 локаций Узбекистана предложили участникам конкурсной программы «Кино за пять дней». Молодые режиссеры из двадцати стран мира должны были поехать в определенную местность и за пять дней снять там короткометражный фильм на тему «Великий Шелковый путь». Роберт Гитиш из Кении работал в Ферганской области.
«Единственной трудностью был языковой барьер. Приходилось общаться с актёрами через переводчика. Это съедало много времени. А всё остальное было просто отлично», – рассказал режиссёр Роберт Гитиш.
Режиссеру из Киева Олегу Соколовскому предложили для съемок Сурхандарьинскую область. Там не проходил Великий Шелковый путь, поэтому герой фильма – идет к нему сложными горными тропами. Игровой 10-минутный фильм называется «Путь».
«У нас был нюанс, когда главный актер потерял сознание на круче, и мы перепугались, потому что если бы он упал, то это насмерть», – поделился режиссер Олег Соколовский.
Авторы лучших фильмов получат награды на церемонии закрытия фестиваля. А пока ленты участников смотра показывают во всех кинотеатрах Узбекистана. Параллельно дни кино определенной страны проходят в разных городах. Белорусии, Ирана – в Самарканде, Египта, Италии – в Бухаре, Индии, Казахстана – в Андижане.
Ташкентский кинофестиваль как Чорсу базар: всегда многолюдно, шумно, ярко. Кстати, Чорсу – важная часть Великого Шелкового пути. Где не только покупали и продавали. Здесь знакомились, обменивались связями и новинками. Такой же глобальный, правда, культурный обмен возобновился. И уже скоро Ташкент может стать крупным кинематографическим центром.
Комментарии