Суть документа такова. Фермерские и крестьянские хозяйства теперь могут без всяких торгов получать государственные и муниципальные земли сельхозназначения в аренду. В законе сказано, что срок аренды 5 лет и ее можно не только продлевать, но впоследствии даже выкупить участок в собственность. За крестьянином закрепляется такое приоритетное право.
При этом есть ограничения: на участке нельзя будет строить жилые комплексы, то есть изменять его целевое назначение – только под сельхозпроизводство. Также запрещено передавать его третьим лицам, в том числе в субаренду. Такой порядок закрепляется на века: необходимые изменения внесены в Земельный кодекс и в Закон об обороте сельхозземель.
По мнению правительства, этот механизм позволит отечественным фермерам значительно увеличить объемы производства. И ввести в оборот заброшенные за годы перестройки и реформ сельхозземли.
По данным сельхозпереписи 2016 года, в России пустуют около 100 миллионов гектар сельхозземель – в 2,5 раза больше, чем официально считается. Они ни за кем не закреплены или наоборот – имеют «имя, фамилию и отчество», только вот найти этого человека-собственника не удается.
В далеком 1990 году, когда в стране уже шла горбачевская перестройка и был большой бардак, бесхозных земель насчитывалось всего 8,3 миллиона гектаров. Почувствуйте разницу – какие объемы мы способны нарастить, если каждый или почти каждый гектар введем в строй!
В целом фермеры этот закон поддерживают. Но спрашивают: зачем было вообще практиковать торги на сельхозземли? Сплошь и рядом были «договорняки», никто и никогда из простых смертных крестьян на торгах не побеждал. Побеждали «нужные люди», но строили они на заброшенной пашне не ферму, а многоквартирный дом для продажи.
В общем, с этими торгами крестьяне боролись как могли, и справедливость наконец восторжествовала. Однако они просят власти не останавливаться на достигнутом и дальше отменять законы, ущемляющие интересы производителя.
– Время сегодня форс-мажорное, – рассуждает фермер из Владимирской области, – значит, и решения должны быть нестандартные. Например, по снабжению продуктами социальных объектов: детсадов, школ, больниц.
Эту миссию на себя взяли бы фермеры, которым некуда девать урожай. Но опять-таки придуманы конкурсы на поставки, в которых участвуют непонятные ООО, ИП и прочие структуры. И они на них побеждают, нам в таких конкурсах участвовать бесполезно, сплошная фикция.
Нужны прямые договора на поставки. Мы в Минсельхозе России зарегистрированы как сельхозпроизводители – почему не можем поставлять свои продукты в школы? У нас все прозрачно: и поля, и живность. А вот пускай свои поля и коров покажут эти так называемые победители конкурсов – нет у них ничего, непонятно откуда берут продукцию – по реэкспорту… Отмените конкурсы, и перейдем на заключение прямых договоров! Конкурсы – лишний барьер на пути к снабжению и понижению закупочных цен. Поставки должен осуществлять тот, кто зарегистрирован в реестре сельхозпроизводителя.
– Само собой, это шаг вперед, – оценивает новый закон уральский фермер Василий Мельниченко. – Будем надеяться, что крестьяне без проблем смогут расширять свои хозяйства и увеличивать объемы производства.
Комментарии