По словам председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера, «надо быть готовым к действиям в ближайшие дни», если антироссийские санкции будут «приняты без учета озабоченностей ЕС».
Он призвал в срочном порядке обсудить возможный совместный ответ американской стороне. Предполагается потребовать от администрации США «публичного или письменного заявления», что предпринимаемые ими шаги не затронут интересы компаний, ведущих законный бизнес в России в таких сферах, как железнодорожные перевозки, финансы, кораблестроение, горнодобывающая промышленность.
Особую озабоченность вызывает то, что ограничения могут повлиять на компании, участвующие в важном для Европы энергетическом проекте «Северный поток-2».
В таком случае пострадают корпорации из Германии (E.ON, BASF, Wintershall, Uniper), Франции (Engie), Нидерландов (Gasunie), Великобритании (Shell), Австрии (OMV) и Швейцарии (Nord Stream AG). Документ, подготовленный к заседанию Европейской комиссии в среду и попавший в распоряжение Financial Times, предусматривает применение европейских законов, чтобы предотвратить навязывание американских санкций Европе. Так, они могут быть признаны недействительными на территории ЕС. Кроме того, обсуждается возможность принятия соответствующих нормам ВТО контрмер. В Еврокомиссии отметили, что в таких вопросах, как ограничительные меры, Вашингтону необходимо координировать свои действия с партнерами по G7, чтобы избежать «непредвиденных последствий». «Мы понимаем, что законопроект о санкциях в отношении России и Ирана обусловлен главным образом внутренними соображениями, — заявили в ЕК. — Но важно, чтобы все возможные новые меры координировались между международными партнерами».
22 июля Палата представителей Конгресса США и Сенат согласовали законопроект, предусматривающий новые санкции в отношении России, Ирана и КНДР. В документе отмечается, что США будут противодействовать строительству газопровода «Северный поток-2» из-за «вредного воздействия на энергетическую безопасность Евросоюза, газовое развитие рынка в Центральной и Восточной Европе и энергетические реформы на Украине». Ужесточение ограничительных мер связано также с подозрениями во «вмешательстве» Москвы в ход президентских выборов в США в 2016 году. Документ был принят Сенатом еще в июне, но затем его раскритиковали в правительстве, так как он ограничивал полномочия президента в вопросе смягчения или снятия санкций, отдавая Конгрессу право одобрения решений главы государства. Затем этот пункт был изменен. После утверждения Палатой представителей (голосование запланировано на вторник) законопроект должен быть передан на подпись президенту.
В ЕС считают, что США нужно согласовывать свои действия с партнерами в Европе
Глава пресс-службы Белого дома Сара Сандерс отметила, что администрация президента США поддерживает «жесткость в отношении России». По ее словам, первоначальный вариант законопроекта «был написан плохо», но после внесения в него поправок он устраивает правительство.
Планируемый газопровод «Северный поток-2» не только становится адресатом санкций как один из экспортных газопроводов, но и прямо упомянут в законопроекте, ожидающем голосования в Палате представителей Конгресса как ключевой объект противодействия со стороны США.
Пока законопроект лишь дает возможность президенту США выбор из широкого списка мер. Это могут быть запрет на поставки товаров и технологий, займов и вообще усложнение любого обращения к американской финансовой системе, отмечает руководитель исследований Управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин. Для инвесторов проекта, в число которых входят европейские Uniper, OMV, Shell, Wintershall и Engie, а также для поставщиков это может стать проблемой, поскольку законопроект не ограничивает санкции только рамками «Северного потока-2»: они могут столкнуться с ограничениями и в другой своей деятельности.
Вместе с тем конкретные санкции еще не принимаются, американский бизнес в проекте значимой роли не играет, европейские компании и политики демонстрируют жесткую позицию в защиту своих интересов, а около миллиарда долларов уже инвестированы и теперь санкциям не подлежат.
Наилучшим сценарием для «Северного потока-2» Курдин считает сохранение статус-кво в виде потенциальных санкций как угроз, без фактического применения. Но и при реализации тех или иных санкционных механизмов администрация США не сможет воздвигнуть непреодолимых препятствий для проекта, хотя его затягивание и удорожание из-за повышения рисков для всех участников вполне возможны. Конкурентоспособность самого проекта и поставок газа из России несколько снизится, и задача поддержки американского экспорта газа будет в той или иной мере выполнена.
Комментарии