Европа официально не отказывает Украине в безвизовом режиме, но выставляет новые условия. Так, в коммюнике заседания Совета ЕС по иностранным делам от 17 октября говорится, что «безвизовый режим в скором времени может быть применен к украинским и грузинским гражданам, обладающим биометрическими паспортами». Но для этого обеим странам нужно доказать, что они «успешно выполнили все контрольные показатели в рамках соответствующих планов». С последним у Киева большие проблемы, решить которые не представляется возможным до саммита Украина-ЕС 24 ноября.
Безвизовый режим с ЕС, ставший личным политическим фетишем Порошенко еще со времен работы в МИДе, за минувшие три года срывался минимум три раза: он не наступил 1 января 2015-го, как клятвенно обещал еще кандидат в президенты Порошенко, не случилось чуда ни через год, ни в конце нынешнего лета. Более того, сегодня Киев от реализации этой мечты находится дальше, чем до начала «евроинтеграции».
У Евросоюза есть объективные причины для выдвижения Киеву новых требований и откладывания в долгий ящик визовой либерализации. После миграционного кризиса прошлого года там опасаются его повторения за счет граждан Украины, ныне самого бедного государства на континенте. Если верить соцопросу компании «TNS Украина», до 40% трудоспособных украинцев готовы покинуть страну (при этом 80% от этого числа не верят в скорое улучшение ситуации на родине). Это минимум 10 миллионов новых мигрантов, обеспечить которых работой и социальными гарантиями страны ЕС, сами переживающие взлет безработицы, не смогут. Есть опасения, что вместе с ними в Европу хлынет преступность, выросшая в разы в самой Украине, а также оружие, наводнившее всю ее территорию после начала гражданской войны. Поэтому в Брюсселе не торопятся с разработкой механизма экстренной приостановки безвизового режима, который является обязательным условием для его же введения. Этот вопрос остается инструментом влияния на Киев по экономическим и политическим темам, где у Европы есть претензии. Например, сегодня Брюссель ультимативно добивается от Украины снятия ограничений на экспорт леса-кругляка и иных преференций в бизнесе, требует дальнейшего повышения тарифов ЖКХ и пенсионного возраста в соответствии с меморандумом МВФ, а также более активной борьбы с коррупцией. Наконец, визовый шантаж, в числе других мер, может подвигнуть украинские власти на исполнение политической части Минских соглашений.
С другой стороны, в самом украинском обществе маятник заметно качнулся прочь от Европы, в сторону изоляционизма и нацистской диктатуры. Во время факельных маршей «Свободы» и «Национального корпуса» помимо антироссийских лозунгов звучали и антиевропейские. Все чаще украинские депутаты из числа радикалов находят минусы в соглашении об ассоциации с ЕС, а их умеренные коллеги констатируют провал «евроинтеграции». Впрочем, в этом они пока обвиняют персонально Порошенко, но бесспорно, что приставка «евро» вызывают раздражение у все большего числа украинцев.
Комментарии