Региональные туроператоры, по которым больнее всего ударит окончание отсрочки наступления ответственности за непередачу данных в ГИС «Электронная путевка», просят Минэкономразвития пересмотреть необходимость внедрения системы на внутреннем рынке. Помимо роста расходов, их беспокоят перспективы ухода ряда бизнесов в «тень» и вынужденное удорожание туров по России у законопослушных игроков рынка.
Тестовый период для настройки сервиса «Электронная путевка» для туроператоров по внутреннему туризму закончится 1 сентября 2024 года. С этого момента для игроков рынка будет наступать ответственность за непередачу данных в систему.
Плохая новость в том, что рынок не готов к этому событию. Хорошая – «Электронная путевка» понадобится далеко не всем.
«ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА» ОБХОДИТСЯ ОЧЕНЬ ДОРОГО ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРОПЕРАТОРОВ
Опрошенные «Вестником АТОР» туроператоры по внутреннему туризму, в том числе, из регионов, преимущественно не готовы к использованию «Электронной путевки», даже несмотря на то, что ответственность за непередачу данных в систему наступит уже с 1 сентября 2024 года.
Кроме того, почти все участники рынка неофициально отзываются о нововведении крайне отрицательно, характеризуя систему как «дорогую», «небезопасную» и даже «бесполезную».
«Готовность к работе с «Электронной путевкой» на внутреннем рынке, по моим оценкам, крайне низкая – не более 10% туроператоров по всей России уже подключились», – рассказал «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «Невские Сезоны» Кирилл Соколов.
Похожие выводы следуют и из комментариев множества компаний, которые не работают в сегменте выездного туризма – то есть не имели необходимости подключаться к системе раньше. Региональные, небольшие и нишевые туроператоры до сих пор не имели возможности выделить достаточно ресурсов даже на изучение системы, не говоря уже о получении опыта работы с ней.
Одна из главных проблем – хотя сама система и «бесплатная», но вот подключение к «Электронной путевке» очень дорого для небольших компаний. Затраты, по разным оценкам, составляют от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. только за подключение одного автоматизированого рабочего места (АРМ). И еще как минимум 200-300 тыс. руб. в год каждой компании понадобится на обслуживание системы, оценили эксперты.
«Это «баснословная» сумма для небольших компаний с оборотом 20-30 млн руб. в год. То есть это, по сути, еще один обязательный «неналоговый» платеж для бизнеса», – констатирует Кирилл Соколов.
У НЕБОЛЬШИХ ТУРОПЕРАТОРОВ НЕТ НЕ ТОЛЬКО ДЕНЕГ, НО И ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К СИСТЕМЕ
Вторая – подключаться к системе сложно. Для компаний с небольшим штатом, без собственной IT-службы проблема даже найти специалиста, который разберется в особенностях взаимодействия с «Электронной путевкой». Тем более что оплата труда программистов, особенно профильных, становится все выше, а сейчас – самый разгар туристического сезона. Хотя этот фактор, как отметили некоторые участник рынка, все-таки нельзя однозначно причислять к негативным – законодатели все же давали время приступить к работе с системой ранее.
«Это сложная история для малого и среднего бизнеса, почти недоступная, учитывая средний оклад «айтишников». У нас своя IT команда, мы вкладываем в разработку, поэтому нам чуть-чуть попроще, но и у нас много сложных моментов, которыми мы активно занимаемся», – рассказал «Вестнику АТОР» генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков.
Один из опрошенных региональных туроператоров северо-запада России также полагает, что сложность электронной путевки еще и в том, что нужно потратить время сотрудников на изучение, апробацию и введение системы в действие.
ТУРОПЕРАТОРЫ ПРОСЯТ НЕ ВНЕДРЯТЬ «ЭЛЕКТРОННУЮ ПУТЕВКУ» НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
По просьбе «Вестника АТОР» в середине июля опрос оценки готовности туроператоров к работе с «Электронной путевкой» провела председатель общественного совета при Комитете по туризму Псковской области Изабелла Коваль.
Если систематизировать полученные ответы, то опасения у региональных туроператоров вызывают:
Большие затраты на внедрение и поддержание работоспособности системы
Необходимость выделять время сотрудников для работы с «Электронной путевкой»
Безопасность хранения данных
Перспектива ухода ряда участников рынка, которые не захотят пользоваться системой, «в тень», и, как следствие – создание нездоровой конкурентной среды
Проблемы с аттестацией рабочих мест
Сохраняющиеся технические сложности и сбои в работе системы
Отсутствие четкого понимая, какие именно сведения должны передаваться в систему
С подобной оценкой довольно однозначно соглашаются и коллеги псковских туроператоров из других регионов.
Региональные туроператоры уже обратились к регулятору – Минэкономразвития – с просьбой пересмотреть решение о необходимости использования «Электронной путевки» на внутреннем рынке.
«ЭЛЕКТРОННУЮ ПУТЕВКУ» СЧИТАЮТ БЕСПОЛЕЗНОЙ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ
Еще одной проблемой остается непонимание целесообразности работы с «Электронной путевкой» на внутреннем рынке в принципе. Туроператоры откровенно говорят, что система бесполезна.
«Я не знаю ни одного туроператора, который бы видел какие-то плюсы от работы с «Электронной путевкой», – говорит Кирилл Соколов.
Сведения, которые аккумулирует система, не отвечают и запросу самих властей на систематизацию информации о внутреннем туристическом потоке в России.
«Сервис даст представление лишь об узком сегменте рынка, так как большая часть туристов ушла в онлайн и бронирует услуги самостоятельно. В свое время изначальной целью «Электронной путевки» был контроль над соответствием объема фонда персональной ответственности туроператора объемам его продаж. Но во внутреннем туризме нет ФПО, а страховой взнос одинаков для всех – 500 тыс. руб. Зачем тогда все это и для чего?», – недоумевает одна из собеседниц нашего издания.
ВНЕДРЕНИЕ «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ» ПРИВЕДЕТ К УДОРОЖАНИЮ ТУРОВ ПО РОССИИ
Внедрение системы «Электронная путевка» в сегменте внутреннего туризма приведет к неизбежному удорожанию туров по России, полагают участники рынка. Хуже того – из-за отсутствия необходимости подобного рода дополнительных вложений у компаний, работающих по серым схемам либо вообще без юридического оформления, есть риск того, что туристы будут выбирать непроверенные компании и более дешевые туры, а не качественный продукт туроператоров.
«Совершенно предсказуем рост финансовой нагрузки на компании: заработная платы сотруднику, который будет заниматься вводом сведений в ЭП, защита персональных данных, стоимость подготовки аттестованного рабочего места, – все эти расходы будут распределены на стоимость туров, в том числе, и для детей», – предостерегает представитель одного из опрошенных туроператоров.
Другие замечают, что финансовая нагрузка будет несравнима для маленьких и крупных компаний – абсолютные значения схожи, но процентное соотношение с оборотом отличается в десятки раз. То есть основной «удар» придется как раз на небольшие компании, которые десятилетиями вкладывали силы и средства в развитие туризма на местах, и на нишевых туроператоров, создающих уникальные маршруты. А во внутреннем туризме именно они делают «основную кассу».
«Как и всегда, мы выступаем против любой дополнительной финансовой нагрузки на региональный турбизнес», – говорит глава архангельского туроператора «Помор-тур» Сергей Никулин.
НЕ ВСЕМ ТУРОПЕРАТОРАМ ПО ВНУТРЕННЕМУ ТУРИЗМУ ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ С «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКОЙ»
Но есть, конечно, в этой «бочке дегтя» и своя «ложка меда». По оценкам вице-президента АТОР по внутреннему туризму, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, из более 4 тыс. туроператоров, работающих на внутреннем рынке, меньше половины компаний формирует именно «турпродукт» в законодательном понимании этого слова.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития, предоставление туристам размещения и экскурсионного обслуживания при проживании в одной и той же гостинице не будет являться турпродуктом и, соответственно, сведения о таком туре в «Электронную путевку» передавать не понадобится.
Однако, как поясняет руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова, если турист, например, докупит у туроператора авиабилеты до места начала проведения тура, то такой набор сведений уже должен попадать в систему. То же относится и к турам, предполагающим переезды между локациями, где туристы будут останавливаться на ночь. Пример – это «Демидовский маршрут», предполагающий размещение в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле.
Вместе с тем, г-н Ромашкин подчеркивает, что в связи со значительным развитием автотуризма в России, подобные туры на внутреннем рынке встречаются все реже.
«Путешественники просто «развезли» пакетные туры на собственных автомобилях», – говорит он.
Те же, кому заведомо придется работать с системой, например, круизный туроператор «Мостурфлот», активно готовятся к наступлению сентября и окончанию отсрочки наступления ответственности за непередачу данных в «Электронную путевку», рассказывает заместитель генерального директора компании Светлана Гончарова.
Сейчас компании в меру своих возможностей и потребностей активно изучают вопросы внедрения в свои бизнес-процессы «Электронной путевки», но полагают, что система скорее навредит рынку, чем принесет видимую пользу.
Комментарии