Снимать игровое кино о жизни Боба Марли тяжело, когда в природе есть блестящий документальный фильм «Марли» (2012). В центре внимания его режиссера Кевина Макдональда было решение Боба Марли принять участие в политических процессах на родном острове Ямайка, несмотря на покушение на его семью, и примирение лидеров противоборствующих национальных партий прямо на концерте музыканта. Сейчас, когда музыка потерпела полное фиаско в общественной жизни и музыканты не то что никого не объединяют, но, напротив, спешат разбежаться по разные стороны разнообразных баррикад, фильм Макдональда посмотреть очень полезно. Тем более что этот эпизод биографии Марли упомянут в фильме Рейнальдо Маркуса Грина «Боб Марли: One love» буквально вскользь.
Что же заинтересовало в истории Боба Марли создателей байопика? Может быть, его особое отношение к институту брака (в биографиях певца упоминаются 11 детей от 7 женщин)? Или метаморфозы его духовной жизни: главное место в ней занимало растафарианство, но умер он чадом Эфиопской православной церкви. Во многих смыслах помимо вклада в музыку Боб Марли был уникальным представителем рода человеческого. Но даже его смерть, ставшая результатом отказа от лечения спортивной травмы, преподнесена в фильме нелогично и коротко.
Задачей Рейнальдо Маркуса Грина была абсолютная героизация певца. Сериальный актер Кингсли Бен-Адир до сих пор блеснул в главной роли лишь раз — как Малкольм Икс из фильма «Одна ночь в Майами». В «One love» Бен-Адир выглядит как порождение искусственного интеллекта: идеально сложенный персонаж с ровным цветом кожи, глубокомысленно глядящий вдаль, держа в руках книжку темнокожего активиста Маркуса Гарви,— это очень большой контраст с реальным Бобом Марли, которого мы видим в этом же фильме в кадрах хроники. Актеру не удалось передать ощущение пребывания Марли в потоке просветленного транса, чистого счастья и блаженного безумия. Когда смотришь на реального Марли, слова о том, что он питался солнечным светом, не выглядят преувеличением, но Бен-Адир больше сосредоточен на киногеничных позах. Единственное, что стоит отнести к его безусловным творческим победам,— он сам спел все песни для фильма и сам сыграл на гитаре.
Создатели байопика много внимания уделяют жизни Боба Марли, его жены Риты и его группы в Лондоне в период с 1976 по 1979 год. Критики справедливо отмечают, что из фильма неясно, скучал ли он по родной Ямайке или окончательно слился с бурным Лондоном времен панк-революции. Панк-культура многое взяла у регги, сам Марли говорил, что «панки — такие же изгои, как и раста», однако в фильме из сцены концерта The Clash неясно даже, нравится ли группа Бобу Марли и его коллегам. Да и индивидуальностям музыкантов The Wailers кинематографисты уделяют минимум внимания. Да, у них дреды разной длины — но в целом это просто компания фанатов Боба Марли.
Байопики музыкантов бывают двух видов. Одни делаются без одобрения наследников главных героев, и тогда получается что-то вроде фильма Джона Ридли «Джими Хендрикс», в котором не было хендриксовской музыки. Другие снимаются под контролем наследников и участников событий, и иногда это вредит, как в случае с «Богемской рапсодией» (Queen), а иногда идет на пользу, как в «Рокетмене» (Элтон Джон). Идеальный вариант — полное переосмысление фигуры главного героя и радикальные драматургические решения, как в ленте Тодда Хейнса о Бобе Дилане «Меня там нет».
Если посмотреть титры фильма «Боб Марли: One love», то от фамилии Марли будет рябить в глазах. В его производстве приняли участие, кажется, все здравствующие родственники Боба Марли, а финальное слово в обсуждении исполнителя главной роли было за сыном певца Зигги Марли. В списке продюсеров фильма человек с другой фамилией был, кажется, только один — Брэд Питт. Но его компания Plan B работала над фильмом вместе с Tuff Gong Pictures, также принадлежащей семье Марли. В такой ситуации не было шансов не получить на экране супергероя.
И тем не менее результаты проката фильма пока превосходят ожидания. Причина проста: в фильме звучит по-настоящему великая музыка Боба Марли, и ее много. Удовольствие от ее прослушивания в кинозале перевешивает все недостатки картины. Как и многие неудачные байопики, «Боб Марли: One love» вызывает хотя бы одну положительную эмоцию — желание после фильма переслушать песни да сделать погромче. Что правообладателям, конечно, только на руку.
Комментарии