Большой драматический театр имени Товстоногова готовится показать в Москве свою недавнюю премьеру – по мотивам шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта».
Муся Тотибадзе – звезда интернета, теперь – приглашенная актриса на роль Джульетты в БДТ. За плечами МХАТ и ГИТИС, а еще – дебютный альбом и стони тысяч просмотров ироничных клипов на youtube. Для гостя на исторической сцене консервативного Петербурга – она освоилась довольно быстро.
«Мы очень долго репетировали этот спектакль и выпускали. И, мне кажется, мы просто все сдружились, и нет никакого напряга и ощущения того, что приглашенная, это какая-то большая часть тебя уже. А тут гастроли в Москве, и почему-то меня начинает сильно накрывать», – сказала актриса и певица Муся Тотибадзе.
Спектакль «Джульетта» – первый в России для его постановщиков. Эне-Лийс Семпер и Тийтом Оясоо – эстонская супружеская пара режиссеров и художников. Прославились необычным проектом – основали в Таллине Театр «номер 99», который выпустил ровно 99 спектаклей за 15 лет и закрылся. «Джульетту» ставили в пандемию репетировали по видеосвязи.
«Мы всегда отталкиваемся от актеров, от их характеров. И, конечно, работая с ними, узнаем о них чуть больше, и наша задумка меняется по мере этого узнавания. В этом случае сам спектакль получился лучше, чем изначальная задумка», – рассказал режиссер, соавтор концепции Тийт Оясоо.
Главная героиня – молодая актриса, которая получает в театре роль Джульетты. Она знакомится со своими партнерами по сцене, и в этот момент у зрителей вполне может возникнуть путаница в голове: перед ними – Джульетта или актриса? Ромео – или тот, кто его играет?
Чтобы держать связь с реальностью, режиссеры дали в руки Геннадию Блинову – по роли парню главной героини – камеру. Он везде следует за своей возлюбленной и снимает всё, что происходит на ее репетициях.
«Чтобы как будто быть ближе к человеку, который там на сцене находится, и чтобы как будто видеть глубину самого сердца, мы используем камеры на сцене», – пояснила режиссер Эне-Лийс Семпер.
Видеоряд над сценой – крупные планы актеров, их яркие эмоции – с одной стороны, помогает лучше прочувствовать всё, что происходит, с другой – множество реальностей, которые накладываются друг на друга, сбивало с толку и самих актеров. На финальной репетиции они потребовали от режиссера всё же определиться: где реальность, а где – спектакль?
«Это то, что вы создаете сейчас на протяжении трех часов. Вы вышли на сцену и вы создаете это, и это здесь происходит. И все, что вы делаете, не может быть неправдой или максимальной правдой. Это есть просто и все», – сказал актер Геннадий Блинов.
Со сцены звучат не только песни – кстати, две из них Сергей Шнуров – лидер группировки «Ленинград» – сочинил специально для этого спектакля. Актеры говорят шекспировским языком, который благодаря интонации и контексту звучит иначе. Вся эта запутанная форма несет одно содержание: любовь стала объектом потребления: ежегодная бутафория на День святого Валентина, красивые фотографии в соцсетях, за которыми далеко не всегда – настоящие чувства. И вместе с Джульеттой зрители ищут новое место для вечного чувства в современном мире.
Комментарии