Его сделали реальностью ведущие театры России, телеканал «Россия-Культура» и компания «Кино.Арт.Про» при поддержке Министерства культуры РФ. Он призван сделать театр доступным самому широкому зрителю, упразднив необходимость гастролей, и, что не менее важно, снизить цену на билет. Для показа выбирают самые громкие премьеры текущего и недавних сезонов, а команда опытных профессионалов, режиссеров, операторов, мастеров света и звука выезжает в театр, где снимает спектакль-фаворит с нескольких камер. Разумеется, с лучшим, выбранным театром, составом артистов. Затем съемку более-менее вежливо монтируют и представляют театралам вне стен театра. Особенно тем театралам, кто готов следить за новыми формами и принимать изменения.
Идея эта не нова. Уже много лет в формате «большого экрана» работает проект TheatreHD, демократично представляющий самые громкие спектакли ведущих театров мира. У TheatreHD накоплен опыт работы с сотнями кинотеатров по всему миру и посмотреть премьеру Королевского балета Ковент Гарден, Гранд-опера или Метрополитен можно хоть в Нижнем Новгороде, хоть в Сургуте. По той же схеме строит сейчас прокат «Театр в кино», корректно объявив TheatreHD коллегой и сосредоточив внимание на российских театрах.
В целом киноверсия сработана удачно, масштаб и достойный уровень постановки она передает
В качестве звонкой премьеры «Театр в кино» взял киноверсию классического балета «Корсар» в постановке Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Впечатляет, что она будет доступна зрителям 56 российских городов. Московский «Каро-Октябрь» совместил атмосферу кинопремьеры и театрального вечера: в фойе зала N1 публику встречали привычный стенд с именами компаний-участников, кинокамеры, а также артисты балета в сценических костюмах и гриме — Театр оперы и балета республики Татарстан приготовил сюрприз детям и взрослым, которые с радостью фотографировались с пиратами и одалисками.
Собственно показ порадовал качеством. Нет, это не фильм-балет в привычном понимании жанра, а именно киноверсия спектакля, где с общим взглядом кинокамеры на сцену сочетаются крупные планы артистов. Недочеты есть, и это вечный бич театральной съемки: камера порой не поспевает за развитием действа и по инерции укрупняет второстепенные мизансцены. Но в целом киноверсия сработана удачно, масштаб и достойный уровень постановки она передает. Ведь выбор балета от госоперы Татарстана неслучаен. Здесь ценят масштаб, основательность и качество академизма, и «Корсар» яркий тому пример.
Съемки спектакля прошли в Казани в июле прошлого года. Удивляет щедрая живопись декораций, «не улучшенных» цифровой оптимизацией. Балетмейстер-постановщик и многолетний шеф балетной труппы Владимир Яковлев выстроил спектакль очень зрелищно, максимально следуя классическому канону, со всеми культурными слоями живущему на сценах с середины XIX века.
Представляя спектакль новой публике, организаторы напомнили, что исполнители главных партий Аманда Гомес (Медора) и Вагнер Карвальо (Конрад) победили в шоу «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура», да и, кроме того, имеют множество профессиональных наград. В роли верного раба Али снялся заслуженный артист Татарстана, премьер труппы и просто лучший танцовщик спектакля Олег Ивенко. Знакомое до оскомины и разделенное на троих классическое па-де-де они провели нескучно и даже с блеском. Главного злодея Бирбанто станцевал тоже заслуженный артист Антон Полодюк. В «пешеходной», но артистически яркой роли работорговца Ланкедема — Алессандро Каггеджи, а загадочной наложницей Гюльнарой стала специально приглашенная в спектакль солистка Большого театра Маргарита Шрайнер.
Но дело не только в главных героях, а и в гении места: в казанском спектакле на редкость хороша сцена в гареме, где каждая одалиска отлично справляется со своей вариацией, а все они вместе создают дивную атмосферу балетного Востока.
Давно освоенный балетом сюжет Байрона о работорговце, невольницах и благородных пиратах смотрелся на редкость лихо. Строго говоря, и поэма, и классический балет «Корсар» — образцы европейского ориентализма самого лучшего свойства. Казанский спектакль, в отличие от последней версии того же балета на сцене Большого с антикварным «Оживленны садом», больше отвечает запросам кино в части динамики и экшена. Даже наивные переодевания пиратов в паломников гладко вплелись в действо, не говоря уж о семенящих евнухах, колоритных торговцах и романтично спасенных рабынях.
Авторы киноверсии не расслабляли зал антрактом, и тут они следовали логике не раз взятого крупным планом маэстро Рената Салаватова, ведущего спектакль быстро, виртуозно и легко. Может, именно он своими темпами окончательно благословил старинный балет на новую жизнь в кинотеатре.
Комментарии