Анастасия Жакулина снимает мультфильмы в поселке на берегу Волги

Он посвящен памяти выдающегося грузинского режиссера, писателя и художника, создателя уникального театра марионеток Резо Габриадзе, одним из любимых героев которого был Пушкин. Анастасия организовала в своем фильме встречу двух гениев разных эпох. Год назад ее «Светлые души» по рассказу Василия Шукшина были отмечены на фестивале за яркое художественное решение. В качестве награды помимо статуэтки Пушкина Анастасия получила валенки, так что в этом году коллекция обуви вновь пополнилась. А поскольку Анастасия в отличие от своих коллег живет не в Москве и не в Петербурге, а в небольшом поселке на берегу Волги, то валенки для нее не сувенир, а необходимая в быту вещь.

Жюри фестиваля «Пушкин. Михайловское» под руководством классика российской анимации Станислава Соколова также отметило работу ученицы Анастасии Марии Пайцун, только что окончившей Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа. Она сняла почти трехминутный фильм «Собачка и артист» по мотивам стихотворения Юнны Мориц. То есть в одном конкурсе на равных были представлены мастер и студентка, а это своего рода испытание, и не каждый к нему может быть готов.

Анастасия Жакулина родилась на берегу Волги в городе Балаково. Она так и пишет в своей биографии про Волгу. Настя окончила отделение дизайна Саратовского художественного училища, затем художественное отделение ВГИКа, работала художником-декоратором в театре. В анимации она с 2005 года — была художником-постановщиком на сериалах «Колыбельные мира» и «Везуха!» по произведениям современных писателей, как режиссер сняла мультфильмы «Бабочки», «Вышла из дома старушка за хлебом и сладкой ватрушкой» по стихотворению Анны Игнатовой, «Петер-Баас» про молодого Петра I, «Дылда» по сказке «Ваше высочество» Марины Бородицкой. «Дылда» участвовала во французском фестивале короткого метра в Клермон-Ферране. А «Светлые души» год назад отмечены Гран-при Суздальского анимационного кинофестиваля.

Мы разговариваем с Анастасией Жакулиной в Пушкинских Горах сразу же после церемонии награждения, где ее «Ссылка» была отмечена наградой.

— Любопытно, что победили на фестивале в основном московские мультипликаторы, хотя половина из них выросла в маленьких городках. Предполагает ли занятие анимацией исключительно столичную жизнь?

— Мне кажется, что постоянная столичная жизнь для нашей профессии совсем необязательна. Вполне достаточно встреч на фестивалях и студиях. Они очень заряжают. Когда находишься в уединении, в своем мирке, это более плодотворно, хотя у всех по-разному. Мне хорошо, когда я не в Москве.

— Прежде чем вести такую жизнь, надо, наверное, как-то заявить о себе?

— Конечно. Надо для начала окончить какое-то профильное учебное заведение.

— Как вообще в девочках, живущих в небольших городках, возникает интерес к анимации? А сегодня именно они ее лицо. Мужчин в вашей профессии становится все меньше.

— Если говорить обо мне, то я очень много рисовала в детстве. Наверное, это наивно звучит, но мне представлялось, что жизнь в мультипликационном мире такая, как в фильме «Кто подставил кролика Роджера», что существует такая сказочная страна. В детстве я в это верила. Поступив учиться на дизайнера, я мало что знала про анимацию и особо к ней не готовилась. Наверное, это внутренняя потребность, из которой что-то произрастает, из чего-то самого простого.

— Став самостоятельным и взрослым человеком, получив образование, можно было работать на большой студии в Москве, а вы уехали в Саратовскую область. Почему?

— Возможно, я бы и осталась в Москве, но жизненные обстоятельства сложились иначе. Одно время я работала на «Союзмультфильме», даже жила там, поскольку больше негде было. Тот период мне многое дал. Сейчас, когда я уезжаю домой, живу в уединении несколько месяцев, мне хочется встретиться с коллегами, друзьями, пообщаться. Когда приезжаю в Москву, то непременно это делаю, и такое насыщение очень важно. С прошлого фестиваля в Михайловском я уезжала с одним настроением, теперь с другим. Мне нравится знакомиться с людьми. Я многое беру от них, чему-то учусь в обычном человеческом общении, но постоянно вести активную жизнь, как здесь или в Москве, не могу. Для этого надо быть экстравертом, а я — интроверт.

— Вы живете в своем доме?

— Да, у нас небольшой частный дом. Он уже старенький, но мы строим вокруг него новый. Этим занимается мой муж.

— То есть вы ведете хозяйство, у вас есть сад и огород? Это особая жизнь.

— Да, она особая, но мы с ней как-то справляемся, хорошо или не очень. Наши дети — сын и дочь — очень хотели жить в деревне именно в детстве, а не когда-нибудь потом. Это так прекрасно. Твои границы расширяются. Ты не замыкаешься в своей квартире, не заканчиваешься в ней, а можешь выйти в огород и словно продолжаешься в природе. Это прекрасное ощущение большого себя, растворения в окружающем мире. Ты не находишься в коробочке и чувствуешь себя гораздо мощнее. У нас же прекрасный вид на Волгу. Мы живем в Хвалынском районе, и там очень красиво. Наш поселок считается курортной зоной.

Волга у нас широкая, по ней ходят суда, и она — часть нашей жизни. Я выросла на Волге, и для меня естественно, что она есть. С детства мы утром бегали на речку, купались и возвращались домой. Ощущение, что рядом вода, у меня с детства. Когда я жила и училась в Москве, то его не хватало — чувства, что в любой момент можно пойти на речку. Москва-река совсем другая.

— Люди, живущие рядом, знают, что вы режиссер и снимаете мультфильмы?

— Вы задали самый печальный вопрос. Буквально перед отъездом на фестиваль я много думала об этом. Мы живем в Саратовской области ради природы, дающей силы и радость, а с людьми все очень грустно. Единомышленников нет.

— С флагами никто не встретит после победы, хоть «Оскар» получи?

— Нет, никто не встретит. Напротив, недавно нас спросили: «И чего вы сюда приехали? Езжайте в свою Москву. Кому вы здесь нужны со своим искусством?».

— А как же местные власти, общественность? Они-то могли бы вами гордиться?

— У нас Хвалынск в двадцати минутах езды, и там у меня ребенок ходит в музыкальную школу. Я несколько раз предлагала провести мастер-класс, но оказалось, что никому это неинтересно, и это беда. Чувствуешь себя невостребованным, ненужным, нереализованным, и как бы ты ни пытался раскрыться и быть самим собой, людям это не нравится, некоторых даже раздражает. Как мне сказали: «Вот мы смотрим вечерами Comedy Club, и нам нравится. А вы живите и не лезьте за свой забор». Грубо, но это так.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий