8 января в Москве простились с народным артистом России Иваном Бортником. Легендарный актёр Таганки, он видел своей главной задачей на сцене и в кадре — «рассказать историю души русского человека». «Все его роли, — сказал о Бортнике Александр Калягин, — это актерские шедевры. Он появлялся в эпизоде и запоминался навсегда».
Прощались с артистом в театре на Таганке. Этой сцене Иван Бортник посвятил более 50-ти лет. В спектаклях легендарной Таганки, которые гремели на всю Москву, он играл Лаэрта, Моцарта, Мефистофеля. Юрий Любимов предлагал сыграть и Гамлета, вместо Высоцкого, но Бортник отказался. Он был одним из немногих актеров, кто спорил, и к мнению кого прислушивался мастер Театра на Таганке. Любимов называл Бортника «злым мальчиком», но которому нет равных в умении услышать режиссера.
«На Бортнике заканчивается эпоха великого театра на Таганке. Была троица верных друзей – Высоцкий, Бортников, Сева Абдулов. «Ваня в Париже» — Помните? Высоцкий же ему посвятил. Очень жалко, потому что актёр был божьей милостью. Столько таланта, столько энергии», — вспоминает народный артист России Виктор Мережко.
«Актер который проповедовал русский реалистический театр. Под его оценку страшно было попадать. Он ставил оценку очень точно. «Это хороший фильм или спектакль, это плохой», — делится заслуженный артист России Василий Мищенко.
Проститься с Иван Бортником пришли сотни людей — близкие, коллеги, поклонники. На сцене звучала любимая музыка народного артиста и, конечно, песни Владимира Высоцкого. Они были лучшими друзьями. Высоцкий говорил: «Ваня обладает невероятной способностью истратить себя до сердца».
«Вы не представляете, как Высоцкий любил Бортника. Он любил его прежде всего как русское чудо, явление такого таинственного гоголевского плана, необыкновенного дара на сцене. Он говорил: «Ваня — это кошка. Иван выходит на сцену, и можно ни на кого не смотреть». Мы таинственного человека провожаем, может самого таинственного в этом пространстве. А здесь были гении», — рассказывает поэт Владислав Маленко.
Иван Бортник снимался и в кино. Роли не всегда были главными, но всегда – яркими, благодаря его игре. Промокашка в «Месте встречи изменить нельзя», крестный в «Мусульманине», Коновалов в «Родне». Коллеги говорят – Бортник был способен войти в любую роль, как в реку. «Я его безумно полюбил, это одна из моих любимых картин, «Родня» Михалкова. Как он там потрясающе играет. Нужно студентам показывать этот фильм – как можно перевоплощаться. Потому что ощущение, что он не перевоплощался, что он сам такой…. Хотя он нга самом деле был соврешенно другой – он был образованный, потрясающе писал, был прекрасным собеседником», — говорит народный артист России Евгений Герасимов.
В одном из интервью Иван Бортник признался, что ему в жизни хватило и славы, и любви. А вот чего не было и быть не могло – так это спокойствия. «В моей профессии нельзя себя щадить» — любил повторять артист. Ивана Бортника проводили в последний путь продолжительными аплодисментами.
Комментарии