Исполнилось 110 лет со дня рождения чешского режиссера и художника Карела Земана. Знаменитый аниматор — он прославился созданием самых разных трюков для своих фильмов — при том, что профессионального образования у него не было. О работе над одной из самых известных картин Земана — Станислав Анисимов.
Увидеть такое в 1962 году было настоящим чудом. Барон Мюнхгаузен Чехословацкого режиссера Карела Земана — кинематографический коллаж, гармонично сочетающий магию изображения с фантастической экспрессией.
«Фильмы Земана, которые создавались в 50-60 годы, показывают, что в послевоенный период времени комбинированные съемки, использование сложных спецэффектов, причем в тот момент времени, когда не было никаких компьютеров, позволяет создать совершенно новый визуальный мир. Который объединяет анимацию игровое кино, причем, анимацию разную: рисованную и кукольную, в единую картинку, в единую картинку, которой зритель верит», — рассказал историк анимации Павел Шведов.
Карел Земан добавляет в знакомый сюжет о приключениях Мюнхгаузена на первый взгляд неожиданного героя: космонавта. Впрочем, в начале 60-х увлечение космосом вполне понятно, да и разница между героями: бароном-фантазером и покорителем звёзд не такая уж и большая — оба ставят перед собой, казалось бы, нереальные цели и оба их достигают.
В остальном же в основе сценария — роман Готфрида Августа Бюргера «Удивительные путешествия барона Мюнхгаузена на воде и на суше». Различные издания которого объединяют иллюстрации Гюстава Доре. Земан даже образ главного героя позаимствовал у французского гравера.
«Это такой хитроватый старичок с сощуренным взглядом, ну да в парике, как это было принято по моде XVIII века, но сам Мюнхгаузен не носил такую бородку, потому что в XVIII веке это было не принято», — объяснила ведущий библиограф Центра детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино Мария Пономаренко.
Гравюры легли в основу некоторых эпизодов фильма. Режиссера заинтересовала гротесковая яркость рисунков, их динамизм и, конечно, фантастичность.
Гротеск Карел Земан усиливал раскрашиванием каждого кадра: цвета яркие, не правдоподобные. Они подчеркивают нереальность происходящего на экране, полет фантазии рассказчика.
Чтобы реализовать этот замысел режиссеру потребовалась целая команда помощников. Съемки проходили на натуре: в Чехословацких озерах таких чудищ еще не видели. А в павильоне на Готвальдской киностудии в это время работали над эпизодом морских приключений Мюнхгаузена. Этот аквариум режиссер поставил между камерой и актером.
Так у зрителя возникало впечатление, что барон Мюнхгаузен под водой. Для большей убедительности кадр сделали зеленым. А вот для того, чтобы на экране появились Фантастические животные рыбы и русалка, Карел Земан использовал метод многократной экспозиции: он совместил студийные съемки и анимацию. В результате получившийся эпизод удивил не только зрителей, но и исполнителя главной роли.
Милош Копецкий, сыгравший Барона Мюнхгаузена, вспоминал, что на просмотре фильма у него буквально кружилась голова: он снимался в обычном павильоне, а оказался в настоящей сказке.
«Сегодня мы живем в мире кинокомиксов, гиперреалистичных спецэффектов. Но у фильмов Земана другой эффект, он обращается к нашей фантазии, возвращает нас в детство. В тот момент когда мы открывали иллюстрированную книжку и воображали что все это существует на самом деле. И очень немногие фильмы сегодня могут похвастаться этим», — отметил режиссёр Терри Гиллиам.
Карел Земан тщательно прорабатывал каждый кадр своего фильма: комбинированные съемки требовали точности и внимательности, ведь любая ошибка могла стоить целого эпизода. Не все шло по плану, но, по воспоминаниям участников съемок, Земан мог справиться с любой чрезвычайной ситуацией. В Бароне Мюнхгаузене режиссер вывел трюковой фильм на новый уровень: добавив драматичные перипетии сюжета.
«Они вроде все такие завиральные персонажи, но на самом деле эти персонажи, показывают нам, что такое творчество. Что такое фантазия, что такое человеческие мысли, сказки, которые не менее реальны, чем та реальность, в которой мы живем. И Земан именно об этом», — считает Павел Шведов.
Разрушив стереотипы, стерев границы между анимацией и живыми съемками, фантазией и реальностью, Карел Земан вместе со своим героем бросил вызов не только всем любителям фантастики, но и последующим поколениям режиссеров.
Комментарии