Константин Богомолов снова поставил в театре роман. Уже были «Карамазовы» в МХТ и «Князь» в «Ленкоме» по Достоевскому, теперь в Электротеатре «Станиславский» «Волшебная гора» по Томасу Манну. Книгу Богомолов на этот раз взял, но и тут же её отставил. Вы не увидите альпийскую гору, санаторий для чахоточных и перипетий, описанных Манном. Вы услышите кашель, он длится много минут, и через некоторое время почувствуете, как из вас вынимает душу какая-то неведомая сила.
Спектакль скорее даже не по мотивам романа Томаса Манна, а по духу романа, постепенно испускающему дух героев романа. Спектакль – иллюстрация упадка, ведущего к смерти, упадка сил физических и душевных. Текст Томаса Манна в этой постановке практически не звучит.
Богомолов составил свой текст, передающий опять-таки только дух романа, но не более того. История, рассказанная Томасом Манном, как сказано им же, автором, в начале романа, произошла много времени назад, уже «покрылась благородной ржавчиной старины». То есть можно утверждать, что ржавчина и патина в оформлении спектакля – ещё одно и последнее прямое заимствование у автора романа. Сценограф Лариса Ломакина, заметим, работает с Богомоловым с начала двухтысячных и умеет упаковывать его спектакли так, что они представляются дважды богомоловскими.
И черно-глянцевые «Карамазовы», и серо-пепельный «Князь» – это её работы. Ржаво-патиновая «Волшебная гора» всё равно выбивается из общего ряда множества спектаклей, в основе которых романы. На сцене его нет, на сцене только его дух. И двое безымянных – он и она, сам Константин Богомолов и актриса Елена Морозова. Они исполняют дюжину диалогов между безымянными персонажами и несколько монологов, преимущественно о смерти и о чём-то, что наводит на мысль о ней. Полное жизни жизнеутверждающее искусство, которое так дорого сердцам публики, в этом спектакле отменено полностью, заменено противоположностью, и это вызывает вопросы.
Комментарии